Юрий Пашолок. Промежуточное звено между ПТ-1 и Т-29

23

Юрий Пашолок. Промежуточное звено между ПТ-1 и Т-29

Рассказ о танке-истребителе ИТ-3, прямом предшественнике колесно-гусеничного танка Т-29

Классификация танков, которую многие считают каноничной, часто даёт сбой. Нередко главным фактором жертвы заблуждения считают массу боевой машины, что слегка так неверно. От подобных вещей, например, смеются итальянцы и шведы, у которых средние и тяжелые танки получались легче, чем в других странах. Аналогичная ситуация была в межвоенный период и у советского танкостроения. Масса далеко не всегда определяла тактическое назначение танка. При этом танк мог весьма существенно измениться по ходу разработки, сильно набрав массу.

ПТ-1, средний плавающий танк, ошибочно записанный в легкие

ПТ-1, средний плавающий танк, ошибочно записанный в легкие

Одним из танков, который часто неверно классифицируют, является колесно-гусеничный ПТ-1. Часто его представляют как плавающий БТ, немного не понимая, откуда вообще он взялся. Между тем, Особое Конструкторское Бюро (технический отдел ЭКУ ОГПУ) разрабатывало танк, ориентируясь на вполне определенную боевую машину. А именно Großtraktor. Даже размещение командира в корпусе, справа от механика-водителя, это чисто немецкое решение. Вооружение у него также было как у среднего танка — 45-мм пушка обр.1930 года, как на Т-24. Другое дело, что по ходу разработки танк поменялся, превратившись в Т-29. При этом у него было и промежуточное звено эволюции. Им стал танк-истребитель ИТ-3, из которого Т-29 и вырос.

И.В. Сталин и Н.А. Астров (в очках, крайний слева) во время испытаний ПТ-1, начало 1933 года. Примерно в это время на свет появился проект ИТ-3

И.В. Сталин и Н.А. Астров (в очках, крайний слева) во время испытаний ПТ-1, начало 1933 года. Примерно в это время на свет появился проект ИТ-3

Изначальный проект ПТ-1 имел боевую массу 11 тонн, при этом толщина брони составляла всего 7 мм. Это было пределом, при условии сохранения плавучести. Между тем, финальная конфигурация танка, окончательно сданного заводом «Красный Пролетарий» в феврале 1933 года, имела большую массу — 14,2 тонны. Вместо 45-мм пушки обр.1930 года в танке прописалась 45-мм пушка обр.1932 года. Важным моментом было то, что это стало вооружением легкого, но не среднего танка. Для среднего танка уже рассматривалась 76-мм пушка ПС-3, но поскольку она запаздывала, альтернативой стало 76-мм орудие КТ. Представляло оно собой танковую версию 76-мм полковой пушки обр.1927 года. В 1932 году КТ ставили на «артиллерийские» танки разработки Дыренкова, но далее она прописалась и на серийном Т-28.

76-мм пушка КТ предполагалась как вооружение "артиллерийских" танков, но к 1933 году оказалась в Т-28 и Т-35

76-мм пушка КТ предполагалась как вооружение «артиллерийских» танков, но к 1933 году оказалась в Т-28 и Т-35

Возникла логичная идея развивать идею дальше, не отказываясь от ПТ-1. Если отказаться от необходимости плавать, то появлялась возможность поднять толщину брони, а также усилить вооружение. Именно такое решение появилось у руководства техотдела ЭКУ ОГПУ в феврале 1933 года. 8 марта 1933 года в адрес Г.Г. Бокиса, начальника Технического отдела УММ КА, был направлен проект танка-истребителя ИТ-3. Как и в случае с ПТ-1, ведущим инженером машины выступал Н.А. Астров. Начинал работу по ПТ-1 Николай Александрович как заключенный, но уже вскоре его освободили, после чего он быстро дорос до начальника автотракторного КБ в техническом отделе ЭКУ ОГПУ. Примерно такие же траектории судьбы в тот момент были у Н.В. Цейца, также начинавшего работу по ПТ-1 в статусе заключенного.

Исходное предложение по ИТ-3

Исходное предложение по ИТ-3

Исходный проект ИТ-3 имел боевую массу 16 тонн, которую, в дальнейшем, подняли до 17,5 тонн. Произошло это в связи с тем, что по итогу рассмотрения проекта толщину лобовой брони корпуса и башни подняли с 16 до 20 мм. Общая концепция шасси сохранялась, как у ПТ-1, благо она имела существенный запас по нагрузке. Ожидалось, что на колесном ходу танк сможет развивать скорость до 80 км/ч, а на гусеничном ходу — до 80 км/ч. С учетом того, что на нем стоял мотор М-17Б мощностью 500 лошадиных сил, вполне реалистичные показатели.

Эскиз танка, появившийся по итогам доработок

Эскиз танка, появившийся по итогам доработок

Вместо пулемета ДТ командир получал крупнокалиберный пулемет ДТ. Впрочем, наибольшие изменения претерпевала башня. Ее делали штампованной, в качестве вооружения предполагалось использовать 76-мм пушку КТ. Вместе с ней был спарен авиационный пулемет ШКАС (в документах указывался как как ШКАСС), второй делался спаренным с ДК. Еще один такой пулемет рассматривался как зенитный, но зенитную установку так и не стали рисовать.

Реконструкция внешнего вида ИТ-3

Реконструкция внешнего вида ИТ-3

Проект ИТ-3 рассмотрели очень быстро. Уже на следующий день появилось письмо за подписью начальника 2-го отдела научно-технического управления УММ КА В.Д. Свиридова. В нем он, в целом, высказывался одобрительно, но требовалось внести улучшения в конструкцию — усилить броневую защиту, доработать ходовую часть, предусмотреть зенитную установку (отсюда и появился зенитный пулемет) и так далее. Техотдел ЭКУ ОГПУ с этим справился очень быстро: единственное изображение ИТ-3 является уже доработанным проектом, в котором учли замечания.

Дорабатывали танк по указаниям из данного письма. В начале апреля ИТ-3 было решено переработать, так на свет появился Т-29

Дорабатывали танк по указаниям из данного письма. В начале апреля ИТ-3 было решено переработать, так на свет появился Т-29

До постройки дело так и не дошло. Довольно быстро появилось понимание, что вместо танка-истребителя следует строить полноценный средний танк. Уже в начале апреля 1933 года появилось обозначение Т-29, причем три варианта танка из пяти являлись переработкой проекта ИТ-3. Но в работу пустили четвертый и пятый варианты, трехбашенные. Известны они как Т-29-4 и Т-29-5. Ну а ИТ-3 стал одним из промежуточных звений, который так и остались на бумаге.

Автор выражает признательность Алексею Макарову и Вадиму Антонову (г. Москва) за помощь в подготовке материала.

Список источников:

      1. РГВА
      2. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/Zes2LSFC5h3ML3A1

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account