Юрий Пашолок. Инкубатор идей для послевоенного американского танкостроения

16

Юрий Пашолок. Инкубатор идей для послевоенного американского танкостроения

История опытного американского легкого танка Light Tank T37

Содержание:

В годы Второй мировой войны легкие танки очень сильно сдали свои позиции. Некоторые страны и вовсе от них отказались, другие же несколько пересмотрели концепцию их использования. Дело в том, что до Второй мировой войны легкие танки отчасти играли роль средних танков поменьше. Они получались легче, быстрее, а главное дешевле. За первые три года войны стало очевидно, что эта концепция себя изжила. Вместе с тем, это совсем не означало, что для легких танков не осталось задач.

Light Tank T37 на Абердинском полигоне

Light Tank T37 на Абердинском полигоне

Среди тех, кто не собирался отказываться от легких танков, оказалась американская армия. Там внимательно изучали опыт войны и отчетливо видели, что у легких танков всё еще есть весьма широкая область применения. Неслучайно на свет появился Light Tank M24, лучший легкий танк Второй мировой войны. Данная боевая машина оказалась весьма удачной, в разных странах она эксплуатировалась не один десяток лет. Вместе с тем, уже в июле 1946 года были инициированы работы по созданию нового танка, известного как Light Tank T37.

Сначала мотор, потом танк

Секрет успеха Light Tank M24 заключался в том, что он закрывал нишу, которая до того была вотчиной колесных бронемашин. Американцы тут были не одиноки: еще осенью 1939 года немцы запустили программу создания танка-разведчика, который именовался как броневик. Вот только Pz.Sp.Wg.II Luchs оказался сомнительной боевой машиной, а Light Tank M24 имел не только хорошую подвижность, но и мощное вооружение. Да еще и трехместную башню. То, что быстроходные легкие танки оказались полезнее колесных бронемашин, показали испытания 1944 года. Война только подтвердила сделанные выводы.

Light Tank M24 стал вершиной развития платформы, ведущей свою родословную еще , первой половины 30-х годов

Light Tank M24 стал вершиной развития платформы, ведущей свою родословную еще , первой половины 30-х годов

Для изучения опыта войны 1 ноября 1945 года Департамент Вооружений сформировал специальную комиссию, более известную как «Совет Стилуэлла». 19 января 1946 года комиссия подготовила отчет, ставший основополагающим с точки зрения американского танкостроения. Согласно выводам, лучшим броневиком-разведчиком признали легкий танк. От дальнейшей разработки колесных бронемашин отказались. Вместо этого предполагалось создать легкий танк боевой массой 25 коротких тонн (22,7 тонны). Он должен был получить 76-мм пушку, как минимум равноценную орудию М1.

Continental AOS-895, разработка нового танка началась с принципиально нового мотора

Continental AOS-895, разработка нового танка началась с принципиально нового мотора

Среди выводов комиссии было и то, что практика использования первых попавшихся моторов порочна. Требовалось сначала создать принципиально новую силовую установку, а уже дальше заниматься танком. Решение абсолютно верное, тем более что с моторами для легких танков был достигнут предел возможностей текущих силовых установок. В 1946 году Continental получила задание на разработку семейства танковых моторов с воздушным охлаждением. Результатом стало появление двигателя AOS-895. При объеме 14,7 литров (895 кубических дюймов) он был оппозитным, с воздушным охлаждением и механическим нагнетателем. Это, кстати, указывалось в индексе мотора: A — воздушного охлаждения, O — оппозитный, S — нагнетатель.

AOS-895 получился заметно короче мотора Ford GAF (сверху), при той же мощности

AOS-895 получился заметно короче мотора Ford GAF (сверху), при той же мощности

Не менее важным моментом стало то, что новое семейство двигателей отличалось компактностью. Дело в том, что по «переднего привода» американцы отказались. Концепция T20/T23/T26, где использовался силовой блок, показала себя с наилучшей стороны. Так что новый легкий танк также имел кормовое расположение трансмиссии, а также силовой блок. Длина мотора Continental AOS-895 составила 1118 мм, а всего силового блока — 1905 мм. Общая масса силового блока составил 1724 кг, в его также входила гидромеханическая трансмиссия CD-500. Создана она была Alisson по опыту работ с тяжелыми танками.

AOS-895 (сверху) и Ford GAF (снизу)

AOS-895 (сверху) и Ford GAF (снизу)

Результатом стало то, что американская промышленность смогла получить очень удачное решение по силовой установке. Получившийся силовой блок был равнозначен по мощности Ford GAF, но легче более чем в 2 раза и почти на 60 см короче. Обратной стороной медали стало то, что на создание силового блока понадобился не один год, поэтому поначалу работа по танку шла отчасти с концептуальной точки зрения.

Промежуточный легкий танк

Официально программу разработку нового легкого танка Комитет по Вооружениям утвердил 27 сентября 1946 года. Тогда же танк получил обозначение Light Tank T37. По планам, предполагалось изготовить три пилотных образца машины. Они должны были немного различаться, прежде всего это касалось боевого отделения. Но далее, 1 мая 1947 года, число опытных танков снизилось до двух штук.

Исходный внешний вид Light Tank T37

Исходный внешний вид Light Tank T37

Разработка нового танка легла на соответствующие структуры Департамента Вооружения, прежде всего Танково-автомобильный Центр и Детройтский Арсенал. В основу концепции Light Tank T37 легли требования «Совета Стилуэлла». Впрочем, в облике танка можно видеть и некоторые идеи, которые прорабатывались комиссией, известной как Совет Армейских Сухопутных Войск по рассмотрению вооружений. Интересным моментом было то, что новый легкий танк стал своеобразным инкубатором идей, которые дальше распространялись на другие танки. Ничего нового в этом не было. Достаточно вспомнить историю Light Tank T2/T2E1, который стал таким же инкубатором идей для последующих американских легких и средних танков.

Полноразмерный макет танка

Полноразмерный макет танка

Концептуально новый танк являлся прямым развитием Light Tank M24, правда, со своей спецификой. Для начала, на новом танке отказались от помощника механика-водителя. Он и на Light Tank M24 был вратарем-гонялой, перемещаясь из боевого отделения в отделение управления и обратно. Толку от него, как от пулеметчика, было немного. Зато отказ от помощника механика-водителя позволил разместить дополнительный боезапас. Также более удобным стало размещение механика-водителя. Он получил новую «рубку», с тремя смотровыми приборами и откидывающейся вбок створкой люка.

К моменту его появления на Абердинском полигоне он уже становился не более чем испытательным стендом

К моменту его появления на Абердинском полигоне он уже становился не более чем испытательным стендом

Естественно, перекомпоновка шасси привела к его удлинению. Длинна корпуса выросла до 5512 мм, что на 483 мм больше Light Tank M24 (изготовленный в металле T37 был еще длиннее — 5641 мм). Удлинение произошло за счет МТО. Впрочем, шасси так и осталось 5-катковым, его вполне хватало для данной машины. При этом, впрочем, сама ходовая часть не была копией M24. Диаметр опорных катков вырос до 648 мм, а некоторые технические решения больше напоминали Medium Tank M26. Впрочем, самым заметным отличием оказался трак T91. Помимо того, что он был заметно шире (533 мм против 406 мм у M24), трак T91 сильно отличался конструктивно. С внешней и внутренней стороны крепились резиновые подушки. Они понадобились по итогам эксплуатации цельнометаллических траков. Выяснилось, что такие траки «жуют» бандажи опорных катков.

Изначально предполагалось, что построят три танка, но далее их число сократилось до 2

Изначально предполагалось, что построят три танка, но далее их число сократилось до 2

Больше всего отличий было по башне. Она также стала результатом изучения опыта войны и являлась скорее развитием концепции башен американских средних танков. Это хорошо видно по организцаии размещения боекомплекта. Укладки первой очереди организовали на боковинах подбашенной корзины, такая идея появилась еще на Medium Tank T20. Также башня отличалась развитой кормовой нишей. Очень интересным решением стала зауженная бронировка орудийной установки. Ширина башенного погона в свету выросла до 1753 мм, то есть даже чуть больше, чем у средних танков.

В 1948 году остался только один образец

В 1948 году остался только один образец

Кое-что было взято и от программы создания тяжелых танков. Например, в передней части башни появилась установка стереоскопического дальномера T37, который одновременно выполнял роль прицела. Было, впрочем, и ранее не встречавшееся решение. Речь идет о паре пулеметов Browning M1919A4, которые установили в блистерах по бокам башни. Наводились они в вертикальной плоскости, на углы от -9 до +20 градусов. Что-то похожее рисовал в своих концептах Совет Армейских Сухопутных Войск. Данная система являлась своеобразной компенсацией за ликвидацию помощника механика-водителя. При острой необходимости наводка блистеров могла увеличиваться до +45 градусов, что позволяло их использовать как зенитные пулеметы.

Он строился как носитель технологий

Он строился как носитель технологий

Как уже говорилось выше, заказ трех опытных образцов машины означал, что они имели отличия друг от друга. Первый опытный образец получал 76-мм орудие T94, имевшее однокамерный дульный тормоз и эжектор. Вместе с орудием был спарен крупнокалиберный пулемет Browning M2HB. Вертикального стабилизатора орудийная установка не имела. Данный вариант обозначался как T37 фаза I. Второй образец, T37 фаза II, получал систему стабилизации орудия и систему управления вооружения Vickers. Также ставилась 76-мм система T91 с более высокой начальной скоростью снаряда (975 м/с против 792 м/с у T94). T37 фаза III получал систему стабилизации IBM и улучшенную систему управления огнем.

Танк отличался заметно большей, чем у Light Tank M24, башней

Танк отличался заметно большей, чем у Light Tank M24, башней

Самая интересная особенность Light Tank T37 Phase III заключалась в механизированной системе заряжания, которую испытывали еще на Medium Tank T22E1. Разрабатывала ее всё та же Rheem Manufacturing Company, причем сама система изменилась не сильно. Питание осуществлялось из магазина на полу подбашенной корзины, внутри находилось 13 унитарных патронов. Скорострельность возрастала до 18 выстрелов в минуту. Небольшой боезапас не должен сильно удивлять. Танк «выплевывал» серию из 13 унитаров и уезжал на перезарядку, как это было у AMX 13. При этом заряжающий мог дозарядить укладку по ходу действа.

Механизм заряжания от Rheem Manufacturing Company

Механизм заряжания от Rheem Manufacturing Company

Суда по всему, именно этот вариант танка стал тем самым третьим лишним, от которого отказались 1 мая 1947 года. Далее, 1-2 декабря 1948 года, Комитет по Вооружениям выделил Light Tank T37 Phase II в новый танк — Light Tank T41. Уже на этом этапе стало понятно, что серийное производство Light Tank T37 не светит, он становился промежуточным решением. Единственный образец танка был готов одновременно с T41 — в мае 1949 года. Его задачей стала обкатка технических решений, которые далее шли на новые легкие, средние и тяжелые танки.

Он предполагался для установки в Light Tank T37 Phase III

Он предполагался для установки в Light Tank T37 Phase III

В боевую массу Детройтский Арсенал вписался с запасом, она составила 21,9 тонн. Правда, надо иметь в виду, что это была только первая фаза, проектировали машину явно с запасом (23,2 тонны боевой массы Light Tank T41 на это намекает). Даже такое, промежуточное решение, выглядело впечатляющим. Получился легкий танк, который по ряду характеристик, исключая броневую защиту, был равнозначен среднему танку 1943 года. К вопросу о том, насколько прогрессировали танки в то время.

Танк проходил интенсивные полигонные испытания

Танк проходил интенсивные полигонные испытания

30 мая 1949 года Light Tank T37 прибыл на Аберинский полигон. Основной задачей стали ходовые испытания, поскольку ставка делалась на более мощное орудие T91. Вместе с тем, и «первая фаза» оказалась полезной. Выяснилось, например, что танку требуется вспомогательная силовая установка для работы башни. Также хорошей идеей стала установка стереоскопического дальномера. В определенный момент его с T37 сняли и поставили на T41, который в то же время испытывался на Абердинском полигоне.

В какой-то момент с него сняли дальномер

В какой-то момент с него сняли дальномер

Очень полезным T37 оказался и с точки зрения ходовых испытаний. Надо сказать, что танк получился заметно подвижнее предшественника. За счет того, что удельная мощность выросла до 22,8 л.с. на тонну, выросла и скорость — до 66 км/ч. Как это было с тяжелыми танками, по ходу испытаний вылезали различные неполадки, но не такие критичные, как это производило у Heavy Tank T29/T30/T34. Общая концепция шасси оказалась удачной, далее шасси претерпевало не слишком радикальные метаморфозы.

Он понадобился на одном из образцов Light Tank T41

Он понадобился на одном из образцов Light Tank T41

Увы, до наших дней Light Tank T37 не сохранился. Вместе с тем, для американского танкостроения эта машина стала этапной. Это был первый принципиально новый американский танк послевоенной разработки. Еще до того, как его построили, было принято решение строить на его базе Ligh Tank T41, Medium Tank T42 и Heavy Tank T43. Таким образом, метод масштабирования у американцев работал и тогда. Кроме того, многие решения, реализованные на Light Tank T37, позже можно было видеть на целом ряде американских боевых машин.

Список источников

      1. US NARA
      2. Sheridan: A History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1995
      3. Patton: A History of the American Main Battle Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1984

источник: https://dzen.ru/a/Zg_MytRaU2dbiYjS

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account