Юрий Пашолок. Главный танк межвоенного периода

19

Юрий Пашолок. Главный танк межвоенного периода

Vickers Mk.E как главный законодатель бронетанковой моды в 30-е годы

Содержание:

20-е и особенно 30-е годы стали временем, когда шло активное формирование облика бронетанковой техники. Конечно, Вторая мировая война многие направления, которые существовали в межвоенный период, обнулила. Тем не менее, так случилось далеко не со всеми идеями. Часть концепций оказалась вполне удачными, как и танки, созданные по ним. Иные из этих танков умудрились прослужить даже после окончания войны, что лишний раз говорит об их успешности.

Один из восьми Vickers Mk.E type B, которые продали в Болгарию

Один из восьми Vickers Mk.E type B, которые продали в Болгарию

Одним из тех танков, которые предопределили направление развития мирового танкостроения, оказался Vickers Mk.E. Не состоявшийся у себя на родине, этот танк имеет едва ли не рекордное число потомков, как прямых, так и концептуальных. Сегодня стоит поговорить об этом танке более подробно. Почему он «не получился» в глазах английских военных, и как так получилось, что экспортный танк для стран третьего мира стал образцом для подражания передовых танкостроительных держав.

Выгодное экспортное предложение

С некоторых пор среди исследователей пошла не очень хорошая мода на тему «как что надо было делать отечественной промышленности». Можно сказать, замашки на альтернативную историю. То, что у нас страна советов, это известно давно. Но всё же есть мнение, что более правильным решением является анализ, почему получилось именно так. То Т-60 не нравится, то Т-28 — лучший средний танк, то вместо БТ надо было Т-24 выпускать. Теперь вот еще и Vickers Mk.E некоторым не угодил, как и его потомки. Противоснарядная броня на него не ставится, ужас какой. И развития нет.

В 20-е годы самым ходовым экспортным танком был Renault FT, стремительно устаревающий, но при этом безальтернативный

В 20-е годы самым ходовым экспортным танком был Renault FT, стремительно устаревающий, но при этом безальтернативный

Итак, давайте проясним для себя некоторые вещи. Во-первых, натягивать на 20-е и 30-е годы реалии даже раннего послевоенного периода — не лучшая идея. В то время жизненный цикл развития танка был лет 5, не более. Тогдашний рост требований приводил к тому, что танк морально устаревал за считанные годы. Дальше уже не имело никакого смысла его развивать, проще создавать новый. То, что ряд танков развивался гораздо дольше — это не их выдающиеся характеристики, а совокупность факторов в конкретном случае. И такое было не только в 30-е годы. Т-54 должен был уйти в историю еще в конце 40-х годов, но так получилось, что эволюционное развитие машины продолжалось не одно десятилетие. И таких примеров пруд пруди, достаточно просто взять и копнуть поглубже.

"Передний привод" Джон Карден и Вивиан Лойд обкатали на танкетках. Далее появилась идея создать что-то более солидное

«Передний привод» Джон Карден и Вивиан Лойд обкатали на танкетках. Далее появилась идея создать что-то более солидное

Во-вторых, некоторые исследователи не понимают (и не хотят понимать), что в межвоенный период, особенно в первое десятилетие (а по факту первые лет 15) была своя атмосфера. На долгое время крупные военные конфликты закончились, а вместе с ними и большие деньги на игрушки для военных. Обкатывать новые теории было особо негде. Посмотрите на хронологию конфликтов с 1921 по 1935 годы, многое для себя поймете. Много ли опыта можно было получить на Рифской войне? А во время конфликта на КВЖД? Да, эти конфликты, как и Японская интервенция в Маньчжурию 1931-32 годов, оказали некоторое влияние на танкостроение. Но крайне локально. Опыт общемирового масштаба впервые был получен в 1936 году, когда началась Гражданская война в Испании.

Исходная конструкция Vickers Mk.E

Исходная конструкция Vickers Mk.E

В-третьих, надо понимать, какие тогда были танки и какие задачи они выполняли. Опыт Первой мировой войны показал, что требуются подвижные танки. Большинство танков Первой мировой войны быстро ушли на покой, они сохранились в тех странах, которые не имели возможности быстро их заменить (те же «ромбы» в Прибалтике и СССР, а также США). Также имелся Renault FT, ставший одновременно большой удачей и проклятьем для французской армии. Этих танков было очень много, их пытались развивать, что оказалось ошибкой. Те же англичане нашли мужество признать, что новый танк надо создавать с чистого листа. Правда, легкий танк у них получился в габаритах и массе среднего, такой же фокус позже провернули японцы (Medium Tank Mk.I/II и Type 89 Yi-Go исходно легкие танки).

Помимо индекса Vickers Mk.E, вполне официально применялся и Vickers 6 ton tank

Помимо индекса Vickers Mk.E, вполне официально применялся и Vickers 6 ton tank

Безусловно, в 20-е годы, как и в начале 30-х годов, шли работы и по «полноценным» средним и даже по тяжелым танкам. Но в серию они шли редко, а боевой дебют «полноценного» среднего танка состоялся летом 1939 года (у реки Халхин-Гол использовались Тип 97 Чи-Ха). А до того в военных конфликтах 20-х и 30-х годов рабочими лошадками были машины, с точки зрения вооружения недалеко ушедшие о Renault FT. То есть легкие танки боевой массой менее 10 тонн и с броней толщиной 9-15 мм (15 мм гарантированно «останавливало» обычную винтовочную пулю). Вооружение было либо пулеметным, либо стояла малокалиберная пушка, либо, в редких для 20-х годов случаях, спаренная установка вооружения. Такой танк вполне вписывался в концепцию Джона Фуллера, эти машины должны были зачищать поле боя после прохождения танков прорыва и средних танков (у него они указывались как легкие, но речь шла о Medium Tank Mk.I/II). Главными врагами таких танков была пехота, которая в то время обладала ограниченными противотанковыми возможностями.

Предполагалось, что танк, аналогично танкеткам, будет предлагаться в разных вариантах, включая и тягач. Но трактор оказался не интересен. Впрочем, в СССР тагячи на базе Т-26 вполне строили

Предполагалось, что танк, аналогично танкеткам, будет предлагаться в разных вариантах, включая и тягач. Но трактор оказался не интересен. Впрочем, в СССР тагячи на базе Т-26 вполне строили

Немного зная то, каким тогда виделся танк поддержки пехоты, появление Vickers Mk.E не столь и удивительно. Танк создавался как экспортный. Связано это оказалось с тем, что покупательные способности английской армии оказались низкими, а возможности Vickers-Armstrongs для производства танков выглядели более высокими. При этом в мире образовался вакуум. Кроме англичан и французов, танки на экспорт никто не производил. Medium Tank Mk.II был слишком дорогим, да еще и с «жидкой» броней, которая на близкой дистанции не защищала даже от винтовочной пули. Французы могли предложить вариации на тему Renault FT, который стремительно устаревал.

Подвеска с 4 блокированными катками малого диаметра обеспечивала хороший контакт с грунтом, но была не слишком "быстрой". Тем не менее, в ряде стран ее взяли на вооружение

Подвеска с 4 блокированными катками малого диаметра обеспечивала хороший контакт с грунтом, но была не слишком «быстрой». Тем не менее, в ряде стран ее взяли на вооружение

Vickers Mk.E на фоне французского танка выглядел крайне интересно. При той же массе (около 6,5 тонн) он был в 3 с лишним раза быстрее, а главное, мог преодолевать большие расстояния. Очень удачной оказалась концепция с передним размещением трансмиссии, которую Джон Карден и Вивиан Лойд изначально реализовали на танкетках. Она позволила сократить длину корпуса, а сама моторно-трансмиссионная группа получилась заметно проще Renault FT. Карден и Лойд сэкономили на массе, выбрав воздушное охлаждение. Именно это стало главной причиной, почему они сделали МТО таким низким. Обратной стороной медали стали проблемы танка с перегревом мотора.

В отличие от экспортных средних танков, которые поставлялись штучно, Vickers Mk.E оказался куда более массовым

В отличие от экспортных средних танков, которые поставлялись штучно, Vickers Mk.E оказался куда более массовым

И даже двухбашенная схема, которую так часто ругают, была выбрана неслучайно. Во второй половине 20-х годов англичане перешли к многобашенности, поскольку выяснилось, что шаровые пулеметные установки обладают малой маневренностью огня. Так у средних английских танков появились малые пулеметные башни. То, что эти башни не имели кругового сектора обстрела, не сильно волновало. Зато сразу две пулеметные башни, которые ведут огонь в разные стороны, считались большим плюсом. Концепция «чистильщика окопов» выглядела вполне убедительно.

Некоторые страны закупали эти танки штучно, как носители технологий

Некоторые страны закупали эти танки штучно, как носители технологий

Нельзя сказать, что Vickers Mk.E был выдающимся танком. Ходовая часть, созданная для этого танка, рассчитывалась на невысокую скорость передвижения (30-35 км/ч). Имелся небольшой перегруз кормовой части машины, поэтому у последнего опорного катка наблюдался повышенный износ. В дальнейшем его заменили на цельнометаллический каток. Танк испытывал проблемы с тепловым режимом двигателя. Дешевым танк не был: его цена составляла 4200 фунтов стерлингов, что не сильно меньше цены Medium Tank Mk.II. Наконец, первые Vickers Mk.E, они же Vickers 6-tonner, оказались весьма неряшливыми с точки зрения мелочей. У них даже не было смотровых щелей ни в башнях, ни на люке механика-водителя. На этом фоне вполне понятна быстрая потеря интереса к нему со стороны английских военных. Им больше пришлись по душе скоростные 2-местные танки массой 4-5 тонн. Наконец, броня у английских танков оказалась низкого качества. При попадании пуль и осколков она трескалась и откалывалась.

Vickers Mk.E Type B, пушечный танк появился уже после двухбашенной версии

Vickers Mk.E Type B, пушечный танк появился уже после двухбашенной версии

Вопрос заключался в том, что на экспортном рынке в 1930 году иных альтернатив не имелось. А на безрыбье и рак рыба. Первыми крупными клиентами Vickers Armstrongs стали СССР и Польша, на тот момент считавшие друг друга наиболее вероятными противниками. При этом Польше достались более удачные танки, поскольку Vickers сначала исполняла советский контракт, а затем польский. В общей сложности было построено 58 двухбашенных танков. Стоит отметить, что тогда иных вариантов танка не имелось. Тот, кто говорит о «странных военных», которые «почему-то» выбрали двухбашенный вариант, сильно лукавит. Советские военные с самого начала закупали пушечно-пулеметный вариант, в правой башне ставилась 37-мм пушка Б-3. Польские военные практически с самого начала также планировали в одну из башен что-то крупнокалиберное. Единственные, кто оценил 2-башенный танк, стали американцы, которые потом эту схему срисовали на свои танки.

47-мм орудие, в отличие от 3-фунтовой пушки для английских танков, оно имели и осколочно-фугасные снаряды

47-мм орудие, в отличие от 3-фунтовой пушки для английских танков, оно имели и осколочно-фугасные снаряды

Собственно говоря, именно позиция советских и польских военных привела к появлению Vickers Mk.E Type B. Создали его в 1930 году, а уже в 1931 году первый танк получили греки. Надо сказать, что в общей сложности этих танков сделали не сильно больше Vickers Mk.E Type A — 69 штук. Вместе с тем, машина получилась куда более эффективной. Двухместная башня в форме усеченного конуса получила 47-мм пушку Vickers QF и спаренный (но стоящий раздельно) пулемет Vickers. В отличие от 3-фунтовых (47-мм) пушек для английских танков, Vickers QF имела осколочно-фугасные снаряды. 20 таких башен заказала Польша, которая модернизировала свои Vickers Mk.E Type A.

Vickers Mk.F,попытка модернизировать танк.В серию не пошел, но его корпуса использовались для более поздних Vickers MK.E

Vickers Mk.F,попытка модернизировать танк.В серию не пошел, но его корпуса использовались для более поздних Vickers MK.E

История Vickers Mk.E в чем-то похожа на то, что происходило с одним из его отпрысков — Т-26. На Vickers пытались создать более подвижный танк, Vickers Mk.F, с более мощным мотором, расположенным в левой части боевого отделения. Но из этой затеи ничего путного не вышло, так что выпуск Vickers Mk.E с корпусами Mk.F продолжился, последние 4 машины сдали в 1940 году. Причем они оказались не у зарубежного заказчика, а в 44-м королевском танковом полку. Одна из них сейчас стоит в Бовинтоне, покрашенная в «экспортный» камуфляж. Итого танк выпускался больше 10 лет. Причины ровно те же, что и в случае с Т-26 — отсутствие достойной смены и наличие спроса. На это еще накладывалось и отсутствие альтернатив.

Главный источник вдохновения 30-х годов

Самым важным моментом в случае с Vickers Mk.E является то, что его нельзя рассматривать как просто танк. Аналогично танкетке Carden-Loyd Mk.VI и колесно-гусеничному танку Christie M1931, детище Джона Кардена и Вивиана Лойда стало эталоном в своём классе. И если задаться вопросом, какой же танк межвоенного периода был самым важным, у Vickers Mk.E конкурентов почти не будет. Такого влияния, как у этой машины, более не было ни у одного другого танка межвоенного периода.

LT vz.34, его концепция, а также отчасти подвеска, была срисована с Vickers Mk.E. Правда, полным плагиатом назвать танк нельзя: у Vickers и ČKD были партнерские отношения

LT vz.34, его концепция, а также отчасти подвеска, была срисована с Vickers Mk.E. Правда, полным плагиатом назвать танк нельзя: у Vickers и ČKD были партнерские отношения

Vickers Mk.E повлиял далеко не на одни легкие танки. Если внимательно посмотреть на шасси чехословацких средних танков 30-х годов, можно увидеть характерную конструкцию подвески. Да и откуда торчат ноги у подвески SOMUA S 35, заметно. Не один в один, но сходство заметное. Американцы на Light Tank T1E4 и Light Tank T2 так и вовсе украли английскую подвеску, но быстро выяснилось, что она не может обеспечить высокую скорость передвижения. Поэтому Гарри Ноксу пришлось придумывать свою ходовую часть.

К вопросу о том, что Т-26 нельзя было развивать. Эскизный проект Т-126-1, толщина брони до 40 мм, новый двигатель, модернизированная ходовая часть. Другой вопрос, что строить этот танк не имелось смысла. В работу пустили то, что позже станет Т-50

К вопросу о том, что Т-26 нельзя было развивать. Эскизный проект Т-126-1, толщина брони до 40 мм, новый двигатель, модернизированная ходовая часть. Другой вопрос, что строить этот танк не имелось смысла. В работу пустили то, что позже станет Т-50

Лучшую характеристику танку дали в Советском Союзе, где его отпрыск, Т-26, стал самым массовым танком. Да что в Советском Союзе, Т-26 было сделано за 30-е годы больше, чем всех зарубежных танков, вместе взятых. Так вот, в системе вооружения Красной Армии Т-26 обозначался как «общевойсковой танк». Типичная рабочая лошадка, ничем не выдающаяся, но тянущая на себе основную нагрузку. Кстати, по поводу отсутствия перспектив развития Т-26 некоторые исследователи (прежде всего Сергей Устьянцев) слегка так лукавят. Под конец производства была разработана и модернизированная ходовая часть, и новый двигатель, и проработали вопрос противоснарядной брони (Т-126-1). Другой вопрос, зачем. Как и в случае с Vickers Mk.E, его отпрыск уже в середине 30-х годов должен был уйти на покой. Но так получилось, что сменить его оказалось некому.

Light Tank T1E4, самый натуральный плагиат

Light Tank T1E4, самый натуральный плагиат

«Общевойсковой танк» оказался востребован в целом ряде стран мира. Концепция легкого танка с боевой массой 6-10 тонн, двухместной башней, с передним расположение трансмиссии и более-менее подвижного была ко двору в ряде армий мира. Непроста Vickers Mk.E были рады видеть в ряде стран «на посмотреть». Совсем не обязательно, что конструкцию танка копировали, но основная концепция бралась безо всяких оговорок. Причем в ряде случаев имелась даже кое-какая связь с Vickers-Armstrongs. Например, чехословацкий LT vz.34 создавала ČKD, у которой с Vickers были партнерские отношения. В Чехословакии по-своему взглянули на легкий танк сопровождения, но что бралось за основу, видно невооруженным взглядом.

Carro Armato M 13-40, представитель семейства самых тяжелых родственников Vickers Mk.E. Из его концепции получился средний танк

Carro Armato M 13-40, представитель семейства самых тяжелых родственников Vickers Mk.E. Из его концепции получился средний танк

А дальше смотрите сами. У японцев появился «Ха-Го», который стал переосмыслением концепции Vickers Mk.E. В Швеции немецкие инженеры создали исходно 6-тонный Landsverk L-60, который однозначно разрабатывали под влиянием английского танка. Кстати, шведы всерьёз думали закупать Vickers Mk.E. На что похож Carro Armato M 13-40, очевидно, причем итальянцы Vickers Mk.E «щупали», да и опыт сотрудничества с Vickers имелся. У американцев получился сплав «патрульных» танков и Vickers Mk.E, причем Light Tank M2A2/M2A3 были еще и двухбашенными. Даже Pz.Kpfw.II создавался с оглядкой на английский танк (и был его одноклассником). Правда у «немца» идейный прародитель другой — трактор Vickers-Carden-Loyd, созданный на базе «патрульного» танка.

В Финляндии Vickers Mk.E прослужили до 1959 года, то есть 20 лет

В Финляндии Vickers Mk.E прослужили до 1959 года, то есть 20 лет

Помимо того, что Vickers Mk.E послужил концептуальной основой самым массовым легким танкам 30-х годов, он имеет отношение и к ряду средних танков. Все итальянские средние танки, американские средние танки, начиная с Medium Tank T5 и заканчивая Medium Tank M4. Концепция Vickers Mk.E была взята на вооружение японскими инженерами при создании своих средних танков, начиная с «Чи-Ха». Это не считая неявных ответвлений. В результате потомков у Vickers Mk.E столько, что танк Кристи скромно стоит где-то в сторонке. Иронично, что английских отпрысков (то есть для английской армии) среди них почти нет. Одним словом, не прижившийся на своей родине танк оказал огромное влияние на мировое танкостроение. Да еще и прослужил не один десяток лет. Финские Vickers Mk.E окончательно ушли на покой только в 1959 году.

Список источников

      1. Vickers 6-ton Mark E/F vol.II, Janusz Ledwoch, Wydawnictwo Militaria 325, 2009
      2. derela.pl
      3. tankdevelopment.blogspot.ru
      4. РГВА
      5. Архив Карла Бломстера
      6. РГАЭ
      7. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZVzHyO7OC3RKOfhK

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account