Цвета военного неба: в поисках лучшего аса Франции

11
Цвета военного неба: в поисках лучшего аса Франции

Цвета военного неба: в поисках лучшего аса Франции

Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.

Содержание:

Если перечисление самых результативных воздушных асов по странам-участникам Второй мировой войны в целом не вызовет трудностей у любого любителя истории авиации, то с французскими лётчиками-истребителями ситуация сложилась довольно запутанная. Лётчики этой страны воевали по разные стороны фронта, под флагами разных государств, используя разные системы учёта сбитых самолётов противника. Поэтому безошибочно назвать самого результативного французского аса сложно. Кто может претендовать на это звание?

Система подсчёта побед во французской авиации в период 1939–1945 гг. была родом прямиком из предыдущей большой войны, а потому следует начать с небольшого исторического экскурса.

Характерной особенностью всех «победных систем» периода Первой мировой был единый подход к сбитым самолётам, дирижаблям и привязным аэростатам: все они записывались на личные счета лётчиков на общих основаниях. Вторая особенность – отношение к групповым победам, но тут имелось два варианта: общемировой и уникальный немецкий. В первом случае победы записывались на личные счета всех к ним причастных и в дальнейших подсчётах никак не отделялись от личных. Немцы же исповедовали принцип «один сбитый – одна победа» и коллективных успехов не признавали.

А вот в плане деления заявок на категории и в их последующем подсчёте было больше национальных особенностей. Во Франции к сбитым относили те самолёты противника, которые упали и разбились с любой стороны линии фронта, а также совершившие вынужденную посадку на территории союзников и ставшие трофеем. Самолёты, приземлившиеся на неприятельской территории, сбитыми не считались, хотя иногда, если они были сразу после посадки уничтожены огнём артиллерии, тоже классифицировались как сбитые.

Часто самым результативным французским асом Второй мировой называют Пьера Клостерманна, воевавшего в рядах RAF на «Спитфайрах» и «Темпестах». Лётчику приписывают 32–33 победы, однако его реальный счёт составляет 11–12 побед, остальное — заявки на уничтоженные на земле, предположительные и повреждённые самолёты

Часто самым результативным французским асом Второй мировой называют Пьера Клостерманна, воевавшего в рядах RAF на «Спитфайрах» и «Темпестах». Лётчику приписывают 32–33 победы, однако его реальный счёт составляет 11–12 побед, остальное — заявки на уничтоженные на земле, предположительные и повреждённые самолёты

В случае, если среди других авиаторов или наземных наблюдателей были свидетели того, что самолёт противника упал на землю (в воду), развалился в воздухе или же падал полностью объятый пламенем, он засчитывался как подтверждённая победа. Если независимых свидетелей не было или же сам победитель не знал дальнейшую судьбу своей жертвы, то такой самолёт классифицировался как «предположительно сбитый».

Обе категории сбитых записывались на личные счета лётчиков, но учитывались раздельно. В разного рода «рейтингах», как времён войны, так и послевоенных, учитывались только подтверждённые. Они же были основанием для представления к наградам и причиной большинства упоминаний в приказах. О предположительных победах вспоминали обычно только в отчётах о боевой деятельности лётчиков за определённых срок или в представлениях к наградам, при этом во второй половине войны часто использовалась формулировка «…и множество предположительных». Кроме того, в 1917–1918 гг., с ростом числа подтверждённых побед, в журналах боевых действий частей и соединений предположительные всё чаще стали фиксироваться в неполном виде – без перечисления имён лётчиков, приложивших к ним руку.

Во время Второй мировой аэростаты наблюдения были распространены значительно меньше, а потому сбитые «баллоны» в зачёт побед не шли. В остальном же французская система классификации и учёта воздушных побед осталась неизменной. Однако из-за малой интенсивности воздушных боёв «странной войны» и скоротечности проигранной кампании 1940 года побед было одержано не слишком много, а потому «девальвации» предположительных не произошло.

Вероятно, следствием в целом не вдохновляющей статистики воздушных боёв можно считать значительный процент групповых побед, в том числе и с явно завышенным числом участников. Позже, во времена Виши и когда французские части в колониях перешли на сторону союзников, процент групповых побед заметно уменьшился.

Части «Свободной Франции» в боевой подготовке использовали советскую и британскую тактику, что отражалось в том числе и на списке их побед: в «Нормандии» групповых побед было достаточно много, пусть и меньше, чем в 1940 году, а у «английских французов» их практически не было. Но система подсчёта побед и у тех, и у других была французской, а не «местной».

Лучший ас Третьей французской республики

Во многих старых публикациях рассказ о французской авиации и её асах заканчивали на перемирии 1940 года, поэтому имеет смысл рассказать сначала о том, кто был лучшим асом на тот момент.

Эдмон Марен-ля-Месле (Edmond Marin la Meslée) встретил начало войны в звании су-лейтенанта заместителем командира 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/5, летавшей на истребителях H.75, а 1 октября 1939 года его произвели в «полные» лейтенанты.

Эдмон Марен-ля-Месле (05.02.1912 – 04.02.1945)

Эдмон Марен-ля-Месле (05.02.1912 – 04.02.1945)

За время «странной войны» он одержал одну победу, 11 января 1940 года вместе с напарником перехватив и сбив одиночный разведчик Do 17. Тяжёлые бои первых дней немецкого блицкрига стали зенитом славы Марена-ля-Месле: 12 мая при отражении налёта пикировщиков Ju 87 из группы I./StG 76 на Седан он одержал три подтверждённых и одну предположительную победу, а днём позже достиг статуса аса в бою с истребителями Bf 109. 18 мая при отражении налёта бомбардировщиков из KG 55 он одержал ещё три победы, доведя свой счёт до 10, но и сам попал под огонь немецких стрелков и совершил вынужденную посадку «на брюхо». Сам он не пострадал и уже на следующий день продолжил череду воздушных побед, а самолёт списали.

17 июня группа отступила на юг Франции к испанской границе, а 20 июня лётчики на оставшихся истребителях перелетели в Алжир – война для них закончилась. Авиагруппа GC I/5 стала наиболее результативной частью французских ВВС в 1939–1940 гг., а лейтенант Марен-ля-Месле – лучшим асом, одержав 16 подтверждённых побед (четыре личных и 12 групповых) и четыре предположительных (две лично и две в группе).

1 июня в воздушном бою был тяжело ранен командир 1-й эскадрильи, и Марен-ля-Месле стал исполнять его обязанности, а в августе был официально утверждён на этом посту. Подобно большинству солдат и офицеров французских ВВС, ас продолжал подчиняться приказам непосредственного командования, «колеблясь вместе с линией партии» от сохранения верности правительству Виши и защиты колоний от нападений недавних союзников и соотечественников из «Свободной Франции» к переходу под контроль правительства Де Голля и возобновлению боевых действий против Германии.

H.75A-2 (серийный № 158, крыльевой код U-058) из состава 1-й эскадрильи группы GC I/5, который с зимы 1939–1940 гг. по 18 мая 1940 года был персональным самолётом лейтенанта Марена-ля-Месле. Машина несёт стандартный четырёхцветный французский камуфляж периода 1939–1942 гг. Базовым цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом Gris-bleu foncé, поверх которого наносили пятна тёмно-зелёного Vert и одного из оттенков тёмно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски), нижние поверхности красили в светло-серый цвет Gris-bleu clair. Тактический номер «2» был традиционным обозначением самолётов замкомэска как второго по старшинству офицера части. Крупная эмблема эскадрильи на фюзеляже сохранилась ещё с 1939 года, кокарду добавили весной 1940 года

H.75A-2 (серийный № 158, крыльевой код U-058) из состава 1-й эскадрильи группы GC I/5, который с зимы 1939–1940 гг. по 18 мая 1940 года был персональным самолётом лейтенанта Марена-ля-Месле. Машина несёт стандартный четырёхцветный французский камуфляж периода 1939–1942 гг. Базовым цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом Gris-bleu foncé, поверх которого наносили пятна тёмно-зелёного Vert и одного из оттенков тёмно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски), нижние поверхности красили в светло-серый цвет Gris-bleu clair. Тактический номер «2» был традиционным обозначением самолётов замкомэска как второго по старшинству офицера части. Крупная эмблема эскадрильи на фюзеляже сохранилась ещё с 1939 года, кокарду добавили весной 1940 года

Всё это время он прослужил в одной и той же части и в декабре 1941 года был произведён в капитаны, в августе 1943 года назначен заместителем командира группы, к тому времени уже получившей традиционное для «Свободной Франции» «региональное» название «Champagne», в январе следующего года стал её командиром и в июне получил звание «командан» (майор).

При Виши GC I/5 летала на H.75 и прикрывала сначала район Орана, а в июле 1940 года была переведена в Марокко. Во время вторжения союзников в ноябре 1942 года она потеряла более половины своих самолётов и при переходе на сторону союзников начала перевооружение на ленд-лизовские P-40. В июне 1943 года группа сменила их на P-39 и в первый числах сентября вернулась в район Орана, сразу же приступив к выполнению боевых вылетов над Средиземным морем. С октября 1944 года часть базировалась в южной Франции, оказывая поддержку наступающим войскам союзников.

В декабре 1944 года прошло перевооружение на P-47, и 4 февраля 1945 года на одном из этих истребителей командан Марен-ля-Месле выполнял свой 232-й боевой вылет, считая с сентября 1939 года. Вместе с двумя ведомыми он штурмовал немецкую автомобильную колонну, но на втором заходе на цель был сбит огнём малокалиберной зенитной артиллерии. Вместе с ним был сбит и один из ведомых, оба лётчика погибли.

Лучший ас «настоящих французских» ВВС

Пьер Ле Глоан (Pierre Le Gloan) встретил начало войны в звании сержант-шефа (старшего сержанта), командуя звеном в 5-й эскадрилье авиагруппы GC III/6, летавшей на MS.406.

23 ноября они с напарником перехватили и сбили одиночный разведчик Do 17, а затем повторили свой успех 2 марта, одержав первые две победы своей части. В апреле Ле Глоану присвоили звание «аджюдан» (прапорщик), в середине мая он добавил на свой счёт ещё две победы, а в последний день месяца группу вывели в тыл на Лазурный Берег для перевооружения на D.520.

Пьер Ле Глоан (06.01.1913 – 11.09.1943)

Пьер Ле Глоан (06.01.1913 – 11.09.1943)

10 июня 1940 года, со вступлением в войну Италии, этот тыловой район стал прифронтовым. Ле Глоан, одним из первых освоивший новый истребитель, в числе первых вступил на нём в бой. 13 июня он одержал две воздушные победы в одном воздушном бою, а 15 июня – пять в трёх схватках в ходе одного боевого вылета, став первым французским «асом одного дня» со времён предыдущей войны. За это достижение лётчик был представлен к производству в су-лейтенанты прибывшим лично его поздравить генерал-инспектором истребительной авиации колонелем (полковником) Рене Фонком – лучшим асом Антанты, который в 1918 году дважды одержал по шесть побед за день.

18 июня группа отступила к испанской границе, а 20 июня перелетела в Алжир. На счету Ле Глоана к тому времени было 11 подтверждённых побед (три лично и восемь в группе).

В конце мая следующего года GC III/6 была переброшена в Левант, где вскоре вступила в бой с прежними союзниками. 8 июня су-лейтенант Ле Глоан одержал первую победу своей части в этой «неофициальной» войне. Всего к моменту новой капитуляции французских войск он одержал семь подтверждённых (пять лично и две в группе) и одну групповую предположительную победы, став лучшим асом сирийской кампании. С учётом успехов в боях против стран Оси он стал лучшим асом «настоящих французских» ВВС, части которых подчинялись только французскому командованию.

В середине июля 1941 года GC III/6 вернулась в Алжир, а в сентябре Ле Глоану присвоили очередное звание.

D.520 (серийный № 300) из состава 5-й эскадрильи группы GC III/6, который с конца лета 1941 по конец осени 1942 гг. был персональным самолётом лейтенанта Ле Глоана. Окраска относится к периоду после введения в феврале 1942 года уточнённого стандарта элементов быстрой идентификации летательных аппаратов ВВС Виши: красно-жёлтые полосы на носу и оперении остались без изменений, а взамен кокарды и горизонтальной белой полосы на фюзеляже ввели наклонные сине-бело-красные полосы на крыльях. Аналогичная полоса на фюзеляже была обозначением статуса лётчика-аса, а тактический номер «6» был за ним закреплён всё время службы в эскадрилье

D.520 (серийный № 300) из состава 5-й эскадрильи группы GC III/6, который с конца лета 1941 по конец осени 1942 гг. был персональным самолётом лейтенанта Ле Глоана. Окраска относится к периоду после введения в феврале 1942 года уточнённого стандарта элементов быстрой идентификации летательных аппаратов ВВС Виши: красно-жёлтые полосы на носу и оперении остались без изменений, а взамен кокарды и горизонтальной белой полосы на фюзеляже ввели наклонные сине-бело-красные полосы на крыльях. Аналогичная полоса на фюзеляже была обозначением статуса лётчика-аса, а тактический номер «6» был за ним закреплён всё время службы в эскадрилье

В 1942 году группа совершила несколько вылетов на перехват нарушителей воздушного пространства, но 8 ноября, в день высадки союзников, приказ командования запретил её лётчикам подниматься в воздух. Все самолёты группы были без боя захвачены на аэродроме. Через неделю часть возобновила свою службу, но уже на стороне «Свободной Франции», а в январе её отвели к границе с Марокко в ожидании перевооружения на новую технику.

В мае-июне были получены американские «Аэрокобры», и с их прибытием в группе была сформирована 3-я эскадрилья, во главе которой поставили Ле Глоана. В первых числах августа GC III/6 «Roussillon» вернулась в Алжир и немедленно включилась в боевую работу.

Утром 11 сентября лейтенант Ле Глоан в паре с ведомым вылетел на прикрытие кораблей. Через несколько десятков минут полёта двигатель его «Аэрокобры» задымил, а потом его вообще заклинило. Намереваясь сохранить самолёт, лётчик решил посадить его «на брюхо» на ближайшем пляже, благо высоты для планирования хватало с избытком. Но ас допустил ошибку, забыв или не сумев сбросить подвесной бак. В момент приземления прогремел взрыв…

Лучший французский ас Второй мировой

Выпускник лётной школы сержант Марсель Альбер (Marcel Albert) 7 августа 1939 года прибыл для прохождения службы в авиагруппу GC II/1, вооружённую устаревшими истребителями D.500 и D.510. Повоевать в этой части молодому лётчику не пришлось, так как ровно через месяц его отправили на доучивание в учебный центр истребительной авиации, а по завершении курса подготовки 15 февраля 1940 года перевели в GC I/3, где он был зачислен в состав 2-й эскадрильи.

Первые тренировочные полёты в новой части лётчик выполнил на MS.406, но уже в марте началось переучивание на D.520. В апреле Альбер был госпитализирован по болезни, пропустил начало немецкого вторжения и вернулся в часть 13 мая. На следующий день он совершил свой первый боевой вылет, в котором провёл первый воздушный бой и добился первой воздушной победы. Она была одержана в паре, но записана как личная, зато вторая заявка того дня, сделанная Альбером, по какой-то причине не была зафиксирована в документах части даже как предположительная.

Марсель Альбер (25.11.1917 – 23.08.2010)

Марсель Альбер (25.11.1917 – 23.08.2010)

Следующая победа была записана 20 мая как предположительная и оказалась последним успехом пилота в воздушных боях французской кампании: за следующие четыре недели он так и не сумел увеличить свой боевой счёт. 17 июня группа отступила на юг, а с августа местом постоянной дислокации части стал Оран.

В апреле 1941 года комэск представил Альбера к производству в сержант-шефы, в сентябре командование утвердило представление, и 14 октября приказ о присвоении звания должен был вступить в силу, но именно в этот день Марсель пропал без вести.

Тем утром проходили учения, в которых приняла участие GC I/3, но из 11 самолётов обратно на базу вернулись только восемь. Один из пилотов доложил по радио о неисправности двигателя и грядущей вынужденной посадке, а два других (в том числе и Альбер) просто растворились в воздухе. Чуть позже, однако, стало известно, что все три пропавших сержанта (Марсель Альбер, Альбер Дюран и Марсель Лефевр – все впоследствии служили в «Нормандии») благополучно приземлились на английском аэродроме в Гибралтаре.

Все трое в декабре добрались до Лондона и записались в ряды ВВС «Свободной Франции». 1 января Альбер получил назначение в британскую лётную школу, а 1 марта был направлен в 61 OTU (часть боевой подготовки, аналог советского запасного авиаполка). В том же месяце Альберу присвоили звание «аспиран» (примерно соответствует младшему лейтенанту), а 13 мая он был зачислен в состав флайта «B» 340-й эскадрильи RAF, иначе во 2-ю эскадрилью группы GC 2 «Île-de-France». В Англии Альбер в течении трёх месяцев воевал на «Спитфайрах» Mk.VB. Подтверждённых побед за ним не числилось, но один повреждённый FW 190 на его счёт записали.

В июле он узнал о наборе добровольцев для службы в России и изъявил такое желание. Приказ о переводе в GC 3 «Normandie» был получен 14 августа, 26 августа он морем отправился в Африку, потом по земле до Сирии, где в начале октября присоединился к своей новой части. Закончив сбор персонала, группа через Иран перебазировалась в СССР.

В декабре французы приступили к тренировочным полётам на советских самолётах, и в том же месяце Альбер получил «настоящее» офицерское звание. Во второй половине марта 1943 года авиагруппа, в советских документах именуемая отдельной авиационной эскадрильей «Нормандия», пошла на фронт на истребителях Як-1.

Як-1 (серийный № 44–115) из состава GC 3 Normandie, который в марте и начале апреля 1943 года был персональным самолётом су-лейтенанта Альбера. Лётчик выполнил на нём 18 полётов, в том числе пять боевых вылетов. Истребитель имеет нанесённый ещё на заводе зимний камуфляж из белой краски на верхних и боковых поверхностях и голубой АМТ-7 на нижних. Бортовой номер и красные звёзды в шести позициях также были нанесены ещё на заводе. Первоначально единственным указанием на французскую принадлежность самолёта была кокарда на борту под козырьком кабины, но впоследствии лётчик добавил к ней эмблему 2-й эскадрильи GC I/3, в которой служил в 1940–1941 гг.

Як-1 (серийный № 44–115) из состава GC 3 Normandie, который в марте и начале апреля 1943 года был персональным самолётом су-лейтенанта Альбера. Лётчик выполнил на нём 18 полётов, в том числе пять боевых вылетов. Истребитель имеет нанесённый ещё на заводе зимний камуфляж из белой краски на верхних и боковых поверхностях и голубой АМТ-7 на нижних. Бортовой номер и красные звёзды в шести позициях также были нанесены ещё на заводе. Первоначально единственным указанием на французскую принадлежность самолёта была кокарда на борту под козырьком кабины, но впоследствии лётчик добавил к ней эмблему 2-й эскадрильи GC I/3, в которой служил в 1940–1941 гг.

16 июня Альбер одержал свою первую воздушную победу в России. В начале июля «Нормандия» получила первую партию Як-9. Альбер одним из первых освоил новый тип и до конца месяца одержал на нём ещё четыре победы, 17 июня достигнув статуса аса. В начале августа пополненная людьми и техникой эскадрилья была преобразована в 1-й отдельный истребительный авиаполк двухэскадрильного состава, и су-лейтенант Альбер оказался в составе 1-й эскадрильи «Rouen», возглавив её 4 сентября, после гибели прежнего комэска.

В ноябре 1943 года по просьбе французского командования «Нормандию» отвели «на зимние квартиры» в ПВО Москвы. Личный счёт Альбера к тому времени достиг 10 подтверждённых побед и двух предположительных, и вскоре он был произведён в «полные» лейтенанты.

В конце мая 1944 года французы вернулись на фронт, но все семь побед этого «боевого тура» аса приходятся на вторую половину октября, когда он летал уже на истребителе Як-3. В ноябре Альбер стал Героем Советского Союза, а в декабре его произвели в капитаны и отправили на отдых во Францию.

В полк он вернулся с последним пополнением в конце апреля 1945 года и был опять поставлен во главе 1-й эскадрильи, но поучаствовать в боях уже не успел. Всего за время Второй мировой он одержал 22 подтверждённые победы (семь лично и 15 в группе) и две предположительные (по одной лично и в группе), заняв первую строчку в списке асов Франции.

В сентябре 1948 года Альбер вышел в отставку в звании командана и эмигрировал в США, где скончался в 2010 году в возрасте 92 лет.

Лучший французский ас по советской и британской системам подсчёта побед

Лётчики «Свободной Франции» воевали бок о бок с союзниками по Антигитлеровской коалиции, но сравнивать успехи их пилотов достаточно затруднительно из-за разного подхода к учёту групповых побед. Если рассматривать победы по советской (она же ранняя британская) системе с подсчётом личных отдельно от групповых, или по американской (она же поздняя британская) с дробями, то лидером будет лётчик, воевавший в составе RAF.

Призванный по мобилизации солдат-резервист обозного эскадрона Жан-Франсуа Демозе (Jean-François Demozay) благодаря свободному владению английским языком был оставлен при штабе переводчиком. В январе 1940 года ему присвоили звание «аспиран» и перевели в авиацию, прикомандировав к 1-й эскадрилье RAF.

Жан-Франсуа Демозе (21.03.1915 – 19.12.1945)

Жан-Франсуа Демозе (21.03.1915 – 19.12.1945)

Английские лётчики были совсем не против дать несколько уроков интересующемуся полётами французу. Через несколько месяцев он уже уверенно пилотировал связной «Маджистер» и, по слухам, даже несколько раз полетал на «Харрикейне». В середине июня эскадрилья начала эвакуацию, а переводчик застрял в Нанте с группой механиков и неисправным транспортником «Бристоль Бомбей». 17 июня самолёт отремонтировали, но пилота для него не нашлось, и Демозе взял на себя эту роль, сумев перелететь на совершенно незнакомом ему аппарате через Ла-Манш и благополучно приземлиться на английской авиабазе.

Там он заявил о своём желании служить в RAF и по знакомству был определён в 5 OTU, приступив к полётам 20 июня. Официально он был зачислен в эту часть курсантом только 5 августа уже как офицер «Свободной Франции». 16 октября Демозе уже лётчиком-истребителем вернулся в 1-ю эскадрилью и был зачислен во флайт «A». В последний день месяца он совершил свой первый боевой вылет, а ещё днём позже ему присвоили звание «су-лейтенант».

8 ноября француз добился первого успеха в воздушном бою, но этот Ju 88 ему официально засчитали только как повреждённый. Самолёт потом разбился на голландском побережье, и англичанам было об этом известно, так как запись о получении подтверждения есть в лётной книжке француза, но в документы эскадрильи она не попала. 27 марта лётчик всё же сумел открыть свой официальный боевой счёт, а неделей раньше англичане присвоили ему звание «флаинг-офицер», равное французскому лейтенанту, и назначили командиром секции (звена). 29 мая он был поставлен во главе флайта «B», получив по такому случаю временно звание «флайт-лейтенант», а французское командование задержалось с присвоением капитанского звания до 20 августа.

Hurricane Mk.IIA (серийный номер Z2909) из состава 1-й эскадрильи RAF, на котором флаинг-офицер Демозе в ночь на 11 мая 1941 года одержал одну воздушную победу. Весной 1941 года 1-ю эскадрилью стали привлекать к обеспечению ночной ПВО Англии, и перед плановыми ночными полётами истребители получили на всех поверхностях легкосмываемое чёрное покрытие поверх стандартного зелёно-коричнево-«небесного» камуфляжа. Затем до следующего ночного дежурства чёрную краску смывали. Позже, когда часть полностью перевели на ночные действия, её самолёты получили перманентную чёрную окраску и характерные для ночников обозначения

Hurricane Mk.IIA (серийный номер Z2909) из состава 1-й эскадрильи RAF, на котором флаинг-офицер Демозе в ночь на 11 мая 1941 года одержал одну воздушную победу. Весной 1941 года 1-ю эскадрилью стали привлекать к обеспечению ночной ПВО Англии, и перед плановыми ночными полётами истребители получили на всех поверхностях легкосмываемое чёрное покрытие поверх стандартного зелёно-коричнево-«небесного» камуфляжа. Затем до следующего ночного дежурства чёрную краску смывали. Позже, когда часть полностью перевели на ночные действия, её самолёты получили перманентную чёрную окраску и характерные для ночников обозначения

В 1-й эскадрилье на «Харрикейнах» Демозе одержал две дневных и одну ночную победы, но 17 июня в воздушном бою над Францией было сбито сразу три старших офицера 242-й эскадрильи. На следующий день француза перевели в эту часть, явно на освободившуюся должность командира флайта «B», но у нового комэска был свой кандидат на этот пост, и до конца месяца Жан-Франсуа служил там рядовым пилотом, одержав за это время две подтверждённые победы.

29 июня его перевели в вооружённую «Спитфайрами Mk.VB» 91-ю эскадрилью на должность командира флайта «A». Освоив за несколько дней новый тип, он приступил к выполнению боевых вылетов и 10 июля одержал предположительную «наземную» победу, а к концу января 1942 года довёл свой личный счёт до 15 воздушных и одной «наземной» побед (считая только подтверждённые).

После полугода службы в штабе 11-й группы RAF Демозе в июле возглавил 91-ю эскадрилью и был произведён в сквадрон-лидеры и команданы. В сентябре-октябре он одержал ещё три подтверждённые воздушные победы, в начале января 1943 года получил звание «винг-коммандер» и вернулся на штабную работу, а в конце месяца по персональному запросу генерала Де Голля его перевели в штаб ВВС «Свободной Франции».

Следующие три года Демозе служил на различных штабных и командных должностях, закончив войну в звании колонеля (полковника). В октябре 1945 года его назначили заместителем командующего школами ВВС, а 17 декабря он погиб в авиационной катастрофе, возвращаясь из очередной инспекционной поездки.

Рисунки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе

источник: https://warspot.ru/6913-tsveta-voennogo-neba-v-poiskah-luchshego-asa-frantsii

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account