Самолёты программы создания Легкого Многоцелевого Фронтового Самолёта ЛМФС в СССР

14

Задача разработки нового истребителя, способного заменить МиГ-29 в начале XXI века, была поставлена еще в середине 1980-х годов. Работы велись параллельно двумя конструкторскими бюро – Сухого и Микояна, каждое из которых разрабатывало свою уникальную концепцию машины.

Конструкторское бюро Микояна, выбрав функцию борьбы с вражескими самолётами как основную задачу для нового фронтового истребителя, отодвинуло работу по наземным целям на второй план. Скорее всего, суть данной машины, которая была обозначена внутри фирмы индексом 4-12, была подобна МиГ-29М, проходившему тогда испытания.

Конструкторское бюро Сухого выбрало иной путь. Развивая параллельно идею легкого фронтового истребителя, они также занялись проектированием стелс-штурмовика, который должен был сравняться с американским A-12 «Авенджер II». Под руководством Бабака, группа конструкторов разрабатывала истребитель-штурмовик Су-37.

Многие опытные фирмы приступали к созданию подобного самолета в разное время, однако не удавалось соединить бронированный штурмовик и высокоманевренный истребитель. Однако успеху может было поспособствовать перспективный двигатель АЛ-41Ф (изделие 20), обладающий низким удельным весом, всеракурсным соплом и изменяемой степенью двухконтурности. В качестве альтернативы также рассматривался двигатель Р179-300, который был особенно интересен для палубной версии самолета, так как представлял собой дальнейшее развитие двигателя Як-141.

Як-141

Як-141

Концепция одномоторного штурмовика вызывает особенно жаркие споры и оказала влияние на выбор ВВС в пользу Су-25Т. Однако, опыт использования Миг-27 и Су-17 доказывает, что такие машины могут быть вполне успешными. Даже американцы пытались продвинуть истребитель-штурмовик F-16XL с одним двигателем. Ключевыми факторами успеха такого истребителя-штурмовика являются не только частичное бронирование, но и многофункциональное сопло. Специальные фюзеляжные закрылки и переднее горизонтальное оперение помогают в управлении подъемной силой и минимизации времени нахождения в зоне прицельного огня зенитных установок. Была также предусмотрена система подавления инфракрасных ГСН «Сухогруз» для борьбы с переносными зенитными комплексами.

Однако в начале 1990-х годов не удалось проверить эту концепцию на практике, и серийного производства Су-37 не было начато. Проект КБ Микояна также не нашел своего применения из-за неблагоприятной ситуации. В это время зарубежные стратеги определили концепцию «легкого истребителя». Для такой машины не ставилась задача работы на низкой высоте, поэтому броня была не нужна, хотя рассматривалось ее применение как замену штурмовику A-10. Однако заказчик усложнил жизнь разработчикам требованием снижения эффективной площади рассеивания и обеспечения короткого взлета и вертикальной посадки. Сейчас рано говорить о том, был ли это правильный выбор, но это требование существенно ограничило возможности истребителя JSF серьезно. Применение вентилятора с максимально возможным диаметром и тягой 8200 кгс привело к сдвигу маршевого двигателя в центр тяжести и сокращению длины воздухозаборника, что ограничило максимальную скорость до M=1,6. Стоит отметить, что у предыдущего поколения самолетов, которые JSF должен заменить — F-16 и F-18, максимальная скорость составляет соответственно M=2 и M=1,8. Авианосные ударные группы после снятия с вооружения палубного перехватчика F-14 останутся без надежной защиты, если JSF станет единственным самолетом на их палубе.

Наконец, в начале нового тысячелетия для отечественного истребителя настали «лучшие времена». Хоть и с опозданием, но проект истребителя-перехватчика Т-50 был успешно завершён и вылился в серийный Су-57. Однако к «комплексу фронтовой авиации» его вряд ли можно отнести.

Т-50

Т-50

Авиационное конструкторское бюро Сухого уже осуществило переход в новую эру, ведь у них уже есть готовые, пусть и «бумажные» проекты самолётов, компактного и легкого истребителя С-56, за авторством Марбашива и С-21. Кроме того, КБ Микояна занялось модернизацией линейки МиГ-29 и новым самолёта особо внимания не уделяло.

Новым этапом развития отечественной авиации стало появление двигателя  — Изделие 117 для ПАК ФА, что обеспечивает значительные преимущества и при создании одномоторного самолета на его основе.

В настоящее время действия ОКБ «Сухого» в отношении этого вопроса не совсем ясны, однако интерес Индии к работе ОКБ «МиГ» на их проектах проливает некоторый свет. В 2003 году специалисты Микояновского бюро занимались минимум двумя темами, которые соответствуют определению легкого истребителя, который тогда назывался «легким фронтовым самолетом» (слово «самолет» подразумевало многофункциональность данной машины).

Одна из этих тем — это двухмоторный истребитель-бомбардировщик, который является дальнейшим развитием МиГ-29. Возможно, после разработки МиГ-29М, М1, М2 и М3, оснащенных ПЖО, конструкторы совершили радикальный шаг и поменяли аэродинамическую компоновку. По слухам, самолет, известный как И-2000, стал бесхвостым, утратив горизонтальное оперение. Преимущества такого решения были известны по Аналогу-144, который был построен на базе МиГ-21. Такой подход позже использовали разработчики F-16XL, и даже для Су-27 рассматривался подобный вариант.

Истребитель И-2000

Истребитель И-2000

Большие объемы внутреннего пространства данной компоновки позволили значительно увеличить дальность полета, избавившись от основного недостатка МиГ-29. Количество внешних подвесных узлов увеличено в 1,5-2 раза, а благодаря использованию всенаправленных сопел «Кливт» маневренность самолета должна быть не меньше, чем у МиГ-29.

МиГ-29

МиГ-29

Вторым претендентом на роль легкого фронтового самолет выступал лёгкий истребитель «индекс 1.12″. Это, по неподтвержденным данным, одномоторный самолёт оснащенный двигателем «изделие 117» или «изделие 117С», имеющий один киль, воздухозаборники расположены как у F/A-18E/F. Нормальная боевая нагрузка (2 управляемых ракеты малой дальности и 2 — средней), низкая ЭПР, сверхзвуковая крейсерская скорость (около М=1.3), высокая тяговооруженность (1.3 — 1.4), радиус действия без использования подвесных баков на уровне истребителя МиГ-29 с подвесными баками, позволяют этому самолету серьезно «огрызаться» не только европейским самолетам подобного класса, но даже «потягаться» с более тяжёлыми американскими F-22 и F-35.

К 2005 году тему начали называть «лёгкий многофункциональный самолёт». Роль истребителя-бомбардировщика, по всей видимости, заказчика уже не устраивала. На повестке дня также стоит вопрос о замене в ближайшее время Су-25. Почему в связи с этим не озадачить новый самолет еще одной ролью, тем более, если учесть, что работы в данном направлении велись 20 лет назад? Нужно полагать, что для ЛМФС задача утюжить окопы НУРСами типовой не станет. Использовать истребитель ценой 40 млн. долларов (стоимость для внутреннего заказчика) с пилотом, на подготовку которого сегодня тратится еще 3 — 5 млн. долларов, в столь опасных манёврах довольно глупо. Вероятно, эти роли будет исполнять легкий ударный самолет на базе Як-130, включая беспилотный.

Высокая тяговооруженность, которая обусловлена требованиями сверхманевренности, дает возможность создать на базе машины вариант с вертикальной посадкой и коротким взлётом. Преимущества подобного палубного истребителя становятся очевидными, если Су-33 может базироваться на судне водоизмещением 50 — 60 тысяч тонн, недавно созданный на деньги индийских заказчиков МиГ-29К/КУБ это требование позволяет снизить до 28 тысяч тонн, то лёгкий многофункциональный самолёт может базироваться даже на подготовленных должным образом вертолётных площадках корветов. У истребителя с вертикальным взлетом/посадкой с нормальной нагрузкой (четыре управляемых ракеты воздух-воздух) дальность полёта составляет около 1000 км, радиус действия – 340 км.

Появление такой машины в ВМФ радикально изменит расстановку сил, так как появляется возможность создания единого боевого корабля с относительно небольшим водоизмещением, в классе эсминца или ракетного крейсера, который способен нести на борту от 8 до 15 многофункциональных истребителей. В этом случае роль крылатых ракет большой дальности полностью перейдет к палубной авиации, поскольку дальность действия комплекса увеличится до 2000 км, при этом целеуказание обеспечивается самими истребителями.

Появление легкого многоцелевого фронтового самолета можно ожидать после ПАК ФА запуска в серию в 2014-2016 годах. Отечественные военно-воздушные силы могут получить около 260 машин, флот – 60. Очевидно, что в производстве ЛМФС экспортная составляющая будет гораздо значительней, так как машины с подобными возможностями за такие деньги, на сегодняшний день даже не разрабатываются.

Поскольку сегодня отечественные истребительные КБ фактически представляют единую структуру, то громкие имена «МиГ» или «Су» уже не актуальны, и самое время вернуться к почину времён «Короля истребителей» Поликарпова Н.Н. и назвать истребитель просто истребителем, тем более ПАК ФА известен именно как «И-21», легкий многоцелевой самолет в таком случае может быть назван «И-16» или «И-25», что одинаково справедливо.

Самолёты программы создания Легкого Многоцелевого Фронтового Самолёта ЛМФС в СССР

Истребитель -25 (И-25А) плоское сопло:

  • Вид сверху – 63,1 м2;
  • Вид сбоку – 18,97 м2;
  • Вид спереди – 5,62 м2;
  • Объём — 18,88 м3;
  • Площадь крыла – 39 м2;

Топливная система:

  • Объём фюзеляжных баков – 4,98 м3;
  • Габариты фюзеляжных баков – 15,44х5,36х1,49;
  • Вес топлива – 3900 кг;
  • Объём крыльевых баков – 1,7 м3;
  • Габариты крыльевых баков – 7,66х0,55х1,1;
  • Вес топлива – 1335 кг;
  • Общий вес топлива – 5235/7035 (2х900) кг;

Дальность полёта:

  • Расход на максимале – 0,75 кг/кгс*ч;
  • Расход крейсерский – 0,62 кг/кгс*ч;
  • Дальность полёта при полной заправке + ПТБ – 4,6 тыс. км;
  • Радиус действия – 1,6 тыс. км;
  • Дальность полёта при полной заправке – 3,4 тыс. км;
  • Радиус действия – 1,2 тыс. км;
  • Дальность полёта на фюзеляжном баке – 2,5 тыс. км;
  • Радиус действия – 900 км;

Вес:

  • Пустого – 9500 кг;
  • Нормальный – 14100 кг (9500+3900+100+600);
  • Максимальный – 20035 кг (9500+5235+100+5000+200(4 АКУ по 50 кг);
  • Топлива – 3900/5235 кг;
  • Нагрузки – 600/5000 кг;

Нагрузка:

  • нормальная – 600 кг (2 Р-73+2 Р-77=220 кг + 380 кг);
  • максимальная – 5000 кг (6 АБ-500 + 4 АБ-500, плюс четыре подкрыльевых АКУ по 50 кг);

Перегоночная дальность.

  • Взлетный вес – 19735 кг (9500+100+5235+1125х4+400 (БД);
  • Вес топлива – 8835 кг (5235+900х4);
  • Дальность – 5800 км.
Самолёты программы создания Легкого Многоцелевого Фронтового Самолёта ЛМФС в СССР

Истребитель-25 (И-25В) «вертикалка:

  • Вид сверху – 63,1 м2;
  • Вид сбоку – 18,97 м2;
  • Вид спереди – 5,62 м2;
  • Объём – 18,88 м3;
  • Площадь крыла – 39 м2;

Топливная система:

  • Объём фюзеляжного бака – 4,33 м3;
  • Габариты фюзеляжного бака – 13,5х4,04х1,49;
  • Вес топлива – 3400 кг;
  • Объём крыльевых баков – 1,7 м3;
  • Габариты крыльевых баков — 7,66х0,55х1,1;
  • Вес топлива – 1335 кг;
  • Общий вес топлива 4735/6635 (2 ПТБ х 900) кг;

Дальность полёта:

  • Расход на максимале – 0,75 кг/кгс*ч;
  • Расход крейсерский – 0,62 кг/кгс*ч;
  • Горизонтальный взлет/посадка (масса 4735 кг) – 3100 км,
  • Радиус действия – 1100 км;
  • Горизонтальный взлет/вертикальная посадка (масса 4143 кг) – 2700 км;
  • Радиус действия – 950 км
  • Вертикальный взлет/вертикальная посадка (масса 3551 кг) – 2300 км;
  • Радиус действия – 800 км;

Вес:

  • Максимальный – 19535 кг (9500+4735+100+5000+200 (4АКУ по 50 кг);
  • Нормальный – 14935 кг (9500+4735+100+600)
  • Пустого – 9500 кг;
  • Топлива – 4735 кг;
  • Нагрузки – 600/5000 кг;

Нагрузка:

  • нормальная – 600 кг (2 Р-73+2 Р-77 = 220+380 кг);
  • максимальная – 5000 кг (6АБ-500+4АБ-500) плюс 4 подкрыльевых АКУ по 50 кг;
  • Возможность вертикального взлета – при тяговооруженности = 1.5;
  • 17500 кгс/1,5=11670 кг;
  • 11670–9500 (пустой) – 100 (пилот) – 600 (нормальная нагрузка) = 1470 (топливо)
  • Радиус действия -340 км;
  • Дальность полёта 965 км,

Двигатель изделие 127 (с плоским соплом):

  • Вид сверху – 5,8 м2;
  • Вид сбоку – 5,26 м2;
  • Вид спереди – 1,52 м2;
  • Объём – 3,59 м3;
  • Вес двигателя – 1617 кг (3,59 м3 х 450 кг/м3).
Самолёты программы создания Легкого Многоцелевого Фронтового Самолёта ЛМФС в СССР
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account