До Су-57. Каким мог стать Российский истребитель пятого поколения 90-х. И-2000 программы ЛФС

17

Работы над советским истребителем пятого поколения начались задолго, не то что до конца 20 века, но даже до развала СССР, ещё во второй половине 70-х годов. Именно тогда в СССР были утверждены программы создания Лёгкого фронтового истребителя ЛФИ и МФИ – программа создания Многофункционального фронтового истребителя. Кстати, именно в рамках этой программы были созданы истребители МиГ 1-44 и 1-42.

Затем, уже после развала, обе эти программы трансформировались в программу создания Легкого фронтового самолета ЛФС. Ну а та, уже в свою очередь, в более известную ПАК ФА, в рамках которой и появился Су-57.

Однако в данной статье речь пойдёт не о самолётах программы ЛФИ. В этой программе приняли участие все ведущие советские, а потом российские КБ. Так КБ Яковлева представило проект самолёта Як-43, ставший дальнейшим развитием их опытного самолёта с вертикальным взлётом Як-41. Правда самолёт был только в проекте.

Что касается КБ Сухого, то оно разработало очень неординарный Су-47 «Беркут», (тогда проект носил название С-37), ставший знаменитым из-за крыла обратной стреловидности. А вот КБ Микояна на конкурс представил проект МиГ 4.12. Однако, так как КБ плотно занималось своим проектом в рамках МФИ, тем самым МиГ 1-44, то проект МиГ 4.12 можно считать эскизным без детальной проработки. Такой себе набросок на коленке. В принципе, можно сказать что в программе ЛФИ микояновцы не участвовали, хотя формально они там числились.

Истребитель Су-47 «Беркут»


Истребитель Су-47 «Беркут»

В 1990 году Союз рухнул, и программы по созданию новых самолётов свернули по причине отсутствия финансирования. Однако, когда в конце 90-х, ситуация в стране более-менее стабилизировалась, теперь уже в независимой России, задумались о создания новых боевых самолётов. В 1999 году была инициирована программа ЛФС – лёгкого фронтового самолёта, которая должна была включить в себя сохранившиеся наработки по двум вышеперечисленным советским программам. Вот в этой программе КБ Микояна приняло более активное участие. Конечно, они рассчитывали, что будет принят на вооружение глубоко проработанный МиГ 1-44. Однако проект забраковали.

Тогда они предложили проект И-2000 сделанный с применение технологии расширенной передней кромки крыла – LEX.

Пример расширенной передней кромки:

В чём суть этой «фишки»? У основания крыла делается существенное утолщение. Это делается, чтобы улучшить ток воздуха при больших углах атаки и низких скоростях. По замыслу такое решение должно улучшить управляемость и предотвратить раннее сваливание самолёта.

Вполне возможно, самолёт И-2000 был бы построен, однако в 2001 году программа ЛФС была трансформирована в программу ПАК ФА. А в рамках этой программы от всяческих экспериментов в области аэродинамики решили отказаться. Была поставлена задача как можно скорее, при достаточно скудном финансировании, сделать новый самолёт, где главным требованием было использование элементов технологии малозаметности.

Так как ближе всех к созданию такой машины было КБ Сухого, то все работы по И-2000 были прекращены.

Источники:

https://en.wikipedia.org/wiki/Post-PFI_Soviet/Russian_aircraft_projects

https://www.artstation.com/artwork/g0ag9m

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account