Рысь-43 и Объект 644. История развития среднего танка России из Vladkov Conspiracy Theory

21

Содержание:

Предпосылки и создание танка Рысь-43

1938 год. Алексей Сурин, находясь в своем кабинете, узнал, что по личному приказу Виктора, Русско-Балтийскому танковому заводу необходимо наладить производство нового среднего танка «Рысь-42». Однако Сурин, уже при первом осмотре «Рыси-42», увидел недостатки в боевом танке. Желая это исправить, Сурин на основе чертежей и документации начал разработку нового проекта глубокой модернизации «Рыси-42» под индексом «Объект 243». Будущая модернизация «Рыси-42» включала в себя множество доработок и ходовую часть, аналогичную танкам серии «Бурлак-21».

Александр Сурин

Уже к концу 1939 года, Сурин полностью сделал новый чертеж танка, который перерос из обычной модернизации в совершенно новый танк. Изначально планировалось изготовить опытные прототипы и провести их полигонные испытания для последующего показа московской военной комиссии. Так, 27 января 1940 года, Алексей Сурин подписал указ о том, что Русско-Балтийский ТЗ начинает производство 5 корпусов и 5 новых башен для нового «Объекта 243».

Схема бронирования Рысь-43 образец 1

2 апреля были собраны первые три корпуса и одна башня. Однако из-за задержек с производством и доставкой двигателя В-5 мощностью 700 л. с. и новой механической КПП полностью оснастить можно было только один образец. 7 апреля на Россию без объявления войны напала Юститская Германия. Русско-Балтийский танковый завод в срочном порядке оснастил последние два образца двигателем В-2А мощностью 510 л. с. при 1820 об/мин и 4-ступенчатой коробкой передач от танка «Рысь-42». Две оставшиеся литые башни было решено установить на два корпуса Объекта 243. Работы над Объектом-243 были прекращены, а Русско-Балтийский танковый завод срочно эвакуирован в Нижний Новгород. Объект 243 получил название «Рысь-43», и три опытных танка были отправлены на фронт в срочном порядке.

К 21 апреля были полностью сформированы экипажи для отправки новых опытных боевых машин на фронт. Российское руководство не ожидало нападения, ошибочно полагая, что Германия, после захвата Европы, частично истощена и не располагает достаточными силами для наступательной войны. Ложные даты нападения и активные переговоры между Агнером и Виктором создавали ложную надежду на то, что нападение на Россию не планируется.
Пока Россия занималась перевооружением и переобучением командного состава армии, Германский Рейх готовился к войне с Россией и подготовил более 3 миллионов солдат, полностью экипированных германским и трофейным вооружением. 25 мая 1940 года танки «Рысь-43» были включены в состав танковой роты Кравчука, сформированной из опытных танковых экипажей. Танки участвовали в боях в Белорусском Генерал-губернаторстве и Минске.
2 августа 1940 года второй опытный образец «Рысь-43» был уничтожен в 1941 году при попадании 88-мм зенитного орудия в борт, что вызвало пожар и подрыв боекомплекта. Третий опытный танк провоевал до 1942 года, пока не был подбит 24 августа и впоследствии выведен из эксплуатации, став тренажерным танком для танкистов. Первый опытный образец был уничтожен в 1943 году танком «Тигр» под Белгородом.
Синий -Трансмиссия
Голубой цвет — Казённая часть орудия
Жёлтый — Приборы наблюдения
Серое — Двигатель
Зелёный — сиденья
Оранжевый — Радиаторы
Красный — Экипаж с Права от танка Заряжающий и Стрелок-радист, с Лева Командир, Наводчик и Водитель
Коричневый — Топливные Баки
всего 75 снарядов для 76 мм орудия.

Создание танка объект 42М

Московской военной комиссией в 1939 году было издано задание для уточнения планов производства. Комиссия требовала от заводов выполнить заказ на танки «Рысь-42» в количестве 3000 штук, распределив их между тремя предприятиями. Это был лишь один из заказов. Также было указано, что необходимо разработать резервный вариант.

«Рысь-42» со следующими изменениями:
Лобное бронирование — 60 мм
Бортовое бронирование — 55 мм
Новая планетарная коробка передач
Торсионная подвеска
Масса — не более 28,5 тонн

Макет объекта 42М

Кошкин и Морозов приступили к работе над модернизацией «Рысь-42», которая получила индекс «Объект 42М». В течение года, к началу 1940 года, были созданы первые чертежи, а к 27 марта — первый ходовой макет. Из-за нападения Германии на Россию, заводы были эвакуированы. Работы над улучшенной версией танка «Рысь-42» были временно заморожены во время эвакуации. Все рабочие были отправлены в Челябинск и Нижний Тагил и продолжили работу там. Впоследствии разработки по «Рысь-43» и «Объекту 42М» были закрыты в пользу разработки совершенно нового среднего танка. Новый идеальный средний танк должен был получить все лучшее от всех старых проектов по «Рысь-42/43» и опытных танков. Новый проект получил обозначение «Объект 644».

Создание танка Объект 644 и Витязь-44

После завершения работ над танками «Рысь-43» и «Объект 42М», было принято решение о разработке нового идеального танка. С начала 1941 года до 1942 года велись активные работы в этом направлении. Много раз пересматривались компоновка, броня и ходовая часть.

Броня была увеличена в лобовой проекции, аналогично «Рыси-43», а бортовая защита корпуса была усилена: нижний лист имел толщину 50 мм, а верхний лист под наклоном – 55 мм. Двигатель В-2А мощностью 510 л. с. при 1820 об/мин был заменен на более компактный В-2М мощностью 505 л. с. при 1815 об/мин.

Замена относительно тяжелой и громоздкой пружинной подвески Кристи, которая использовалась на «Рысь-42В», на торсионную подвеску позволила освободить место и сократить размер и вес танка. Также были пересмотрены МТО и башня. Радиостанция была перенесена от стрелка-радиста к командиру танка.

После постройки четырех опытных прототипов и последующих испытаний на Челябинском полигоне 21 мая было выявлено, что у танка была крайне низкая надежность ходовой части.

Московской военной комиссией было принято решение о необходимости доработки танка перед запуском в серию. В текущем виде танк не удовлетворил военных. К середине 1942 года на Челябинском заводе тяжёлого машиностроения уже знали, что объект 644 требует переделки.

Под руководством Александра Морозова начались работы над модификацией танка, получившей обозначение объект 644А. С самого начала в конструкцию объекта 644А было внесено множество изменений. Балансиры, которые планировалось сделать цельнолитыми, как на объекте 644, решили сделать сборными из-за брака. Бортовая броня была изменена: вместо нескольких листов толщиной 50 и 55 мм был установлен один цельный лист толщиной 60 мм. Балансиры были укорочены вдвое, а их кронштейны оставлены внутри корпуса. Также была полностью переработана установка радиаторов. Было так же обновлено орудие с 76 мм на 57 мм.

Первый опытный образец танка 644А был создан в июле и прошел испытания на Челябинском полигоне. В ходе испытаний военная комиссия отметила, что надежность танка значительно повысилась по сравнению с предыдущими моделями, однако все еще оставались проблемы с надежностью и огневой мощью.

После столкновения с новой германской техникой было признано, что мощность 57-мм орудия недостаточна. Танк снова не был запущен в серийное производство и отправлен на доработку.

После неудачной попытки внедрить объект 644А в серийное производство Александр Морозов вернулся к работе над чертежами. Новые требования включали усиление бронирования в лобовой части с 60 до 90 мм, повышение надежности ходовой части и уменьшение силуэта танка.В результате совместной работы с Уральским танковым заводом (Нижний Тагил) к концу 1943 года был создан опытный танк с башней от «Рысь-42У», так как разработка родной башни затянулась. Испытания, проведенные в январе, показали, что объект 644АС значительно превосходит своих предшественников. Бронирование бортов составляло 75 мм, а лба — 90 мм. Военная комиссия в Москве одобрила производство нового танка, и было решено, что его будут осваивать в производстве Харьков, Рига и Царицын, чтобы не нарушать серийное производство «Рысь-42У». Танк получил серийный индекс «Витязь-44».Начало серийного производства на освобождённых заводах снова вызвало ряд проблем для нового танка. Из-за того, что предприятия большую часть времени были заброшены и разрушены, заводы не смогли нормально освоить выпуск «Витязь-44». В результате местные инженеры вносили изменения в чертежи для оптимизации производства.

Схема бронирования опытной партии Витязь-44 образца 1944 года выпущенный Ригой

Многие танки были выпущены с дефектами в бронировании, толщина которого в некоторых местах была на 15-30 мм меньше, а в некоторых – больше. Так, в Риге первые «Витязь-44» получили 75-мм бронирование во лбу и 60-мм по бортам. Это было связано с тем, что старое оборудование не позволяло сделать больше, а новое оборудование и специалисты еще не прибыли.

Выявившиеся проблемы привели к существенному пересмотру заказа по выпуску «Витязь-44» в Харькове и Риге. Однако, выпускавшиеся «Витязь-44» в Царицыне, на Царицынском тракторном заводе, обеспечили высокое качество новых танков. С 12 марта 1944 года выпуск этих танков от ЦТЗ в марте составил 15 штук, в апреле – 25, а в мае – 40.

Схема бронирования Витязь-44А образца 1945 года

Схема бронирования Витязь-44А образца 1946 года

В результате военной московской комиссии было признано, что танки, выпущенные на Риге и Харькове, не являются боевыми из-за своих дефектов и будут использоваться только как учебные. В то же время, «Витязь-44» из ЦТЗ могут поступать в войска.

К началу 1945 года танк «Витязь-44» претерпел еще больше существенных изменений. Башня была доработана и увеличена броня до 115 мм в лобовой части, а сама башня стала еще ниже. Новый вариант танка получил обозначение «Витязь-44А» и выпускался с начала февраля на Центральном танковом заводе (ЦТЗ) и с сентября 1945 года в Риге и Харькове.

Улучшение ситуации с выпуском позволило постепенно увеличивать производство «Витязь-44А». Поставки этого танка в войска начались летом 1945 года. Большинство «Витязь-44» и «Витязь-44А» оказались в составе 3-й Гвардейской танковой армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса.

Витязь-44А разрез

Помимо этого, велись разработки по оснащению «Витязь-44» 100-мм орудием. Разработка противотанкового 100-мм орудия была задумана еще в 1944 году, когда мощность 87-мм орудия оказалась недостаточной. В результате была создана новая башня и новое 100-мм орудие Ас-10Б с дульным тормозом.

Сравнительные испытания орудий и танков проводились на Харьковском танковом полигоне с 10 по 29 апреля 1945 года. По результатам испытаний пушка Ас-10Б была признана наилучшей. «Витязь-44Б» показал себя лучше «Рысь-42УМ1» и «Объекта 45» в плане надежности, но уступал им по бронированию и комфорту для экипажа.

Харьковская комиссия вынесла вердикт о том, что работы над «Рысь-42УМ1» и попытки установить на «Витязь-44» 100-мм орудие следует прекратить в пользу «Объекта 045». Однако этот танк так и не пошел в серийное производство.

В 1946 году было принято решение отправить на прорыв в Берлин свежую 3-ю Гвардейскую танковую армию и 4-й гвардейский механизированный корпус, чтобы снизить риск того, что американо-британские войска первыми займут город.

В результате, танки Витязь-44, которые были приняты на вооружение, получили свое первое боевое крещение. Немцам было сложно поразить их в лоб и борт, и они оказались более маневренными, чем Рысь-42УМ.

За весь 1946 год немецкие войска и части юстицистов смогли уничтожить и подбить 31 танков Витязь-44, из которых удалось отремонтировать 24 танка. То есть, 3% танков были безвозвратно потеряны в результате грамотных действий командования. В последствии они приняли парад в Берлине вместе с союзными войсками.

С серийного производства танк был окончательно снят в конце 1947 года. Его заменил объект 45, Витязь-44 так и не смог полностью заменить Рысь-42, а остался промежуточным танком, впоследствии роль сменщика Рысь-42 взял на себя объект 45.

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account