Миниатюрные автомобили Джеймса Мартина

19

Миниатюрные автомобили Джеймса Мартина

Винтажная статья полувековой давности из журнала «Special-interest autos» (выпуск за март-апрель 1974 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

РАЗНООБРАЗНЫЕ МИНИАТЮРНЫЕ АВТОМОБИЛИ КАПИТАНА МАРТИНА

Удивительно изобретательные, инновационные автомобили от промоутера, который умер без гроша в кармане и был практически забыт

Капитан Джеймс Вернон Мартин так и не добился успеха, но не потому, что не пытался. Его жизнь была заполнена приключениями и авантюрами, которые утомили был даже двух Дугласов Фэрбенксов.

Джеймс Вернон Мартин родился в Чикаго в 1883 году и в 1908 году поступил в Гарвард на факультет практической астрономии. Во время учебы Джеймс Мартин заинтересовался авиацией и организовал Гарвардское авиационное общество. Еще будучи студентом, он спроектировал, изготовил и поднял в небо самолет, известный как Harvard Biplane. Также Джеймс Мартин создал первый в мире планер, который взлетал с земли на полозьях.

В 1910 году Мартин бросил учебу и уехал в Англию, где он летал на самолетах Фармана и Блерио с таким мастерством, что вскоре стал главным инструктором расположенной на Лондонском аэродроме летной школы Клода Грэм-Уайта и пилотом Королевского аэроклуба. Он выиграл несколько важных авиационных гонок, а также начал тренировать людей, которым предстояло стать главными летчиками Великобритании в годы Первой Мировой войны. Еще в 1912 году Джеймс Мартин искал поддержку, чтобы совершить одиночный перелет через Атлантику.

Когда в 1914 году начались боевые действия, Джеймс Мартин пошел добровольцем и стал старшим помощником капитана госпитального судна «Красный крест». Именно здесь он получил звание капитана. В ноябре 1914 года Джеймс Мартин вернулся в Соединенные Штаты и начал читать лекции на тему «Ужасы войны».

Во время и после войны Джеймс Мартин разрабатывал усовершенствования для самолетов и среди прочего получил патенты на конструкцию элерона, на подвеску шасси с резиновыми ремнями и на легкое колесо из литого алюминия. Он также разработал, Он также разработал бомбардировщик, который мог самостоятельно переходить в горизонтальный полет и принцип использования которого 15 лет спустя стал основой для ряда громких судебных процессов. [Примечание: не путайте Джеймса Мартина с Гленном Мартином и его компанией Glenn L Martin Co., ныне Martin Marietta Corp.]

Джеймс Вернон Мартин

Джеймс Вернон Мартин

Серьезное увлечение Джеймса Мартина автомобилестроением началось в 1922 году, когда он изготовил что-то вроде трехколесного мотоцикла со встроенной коляской. Это транспортное средство, получившее название Scootmobile, было, вероятно, вдохновлено (или даже больше) британским трехколесным автомобилем Scott Sociable 1921 года. Трехколесный автомобиль Джеймса Мартина имел литые алюминиевые колеса. Он управлялся с помощью Т-образного руля и выглядел как коляска мотоцикла. Хотя Scootmobile рекламировалась компанией Martin Motor Co., Спрингфилд, штат Массачусетс, серийное производство этого автомобиля так и не началось.

автомобиль 1922 года Scootmobile представлял собой трехколесную коляску с сиденьем, которая стала первой работой Джеймса Мартина в области автомобилестроения, большинство изобретений которого была связана с авиацией

автомобиль 1922 года Scootmobile представлял собой трехколесную коляску с сиденьем, которая стала первой работой Джеймса Мартина в области автомобилестроения, большинство изобретений которого была связана с авиацией

автомобиль 1922 года Scootmobile представлял собой трехколесную коляску с сиденьем, которая стала первой работой Джеймса Мартина в области автомобилестроения, большинство изобретений которого была связана с авиацией

автомобиль 1922 года Scootmobile представлял собой трехколесную коляску с сиденьем, которая стала первой работой Джеймса Мартина в области автомобилестроения, большинство изобретений которого была связана с авиацией

Возможно, Джеймс Мартин отказался от трехколесной машины Scootmobile и перешел к более совершенным вещам, потому что в середине 1920-х годов он приступил к разработке двух новых проектов: поразительно современного компактного грузовика и крошечному автомобилю, который он назвал Dart. Оба автомобиля имели колесную базу 60 дюймов (1524 мм).

В грузовике использовались не только запатентованные Джеймсом Мартином колеса, но и его подвеска «авиаторский шнур» (aviator-cord) – первое наземное транспортное средство, в котором использовалась такая технология. Грузовик имел грузоподъемность в четверть тонны, имел бескапотную компоновку и, возможно, привод на передние колеса, однако Мартин, вероятно, не изготовил больше двух машин данного типа. Однако ему удалось заинтересовать человека по имени К. А. Уорбек (C.A. Warbeck), и Уорбек возглавил компанию Martin Motor Truck Corp.

в корпусе ¼-тонного грузовика Джеймса Мартина использовалось много дерева. Переднеприводный автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем мощностью 61 л.с.. При массе 730 фунтов (340 кг) он мог иметь полезную нагрузку 500 фунтов (227 кг). Было изготовлено два прототипа

в корпусе ¼-тонного грузовика Джеймса Мартина использовалось много дерева. Переднеприводный автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем мощностью 61 л.с.. При массе 730 фунтов (340 кг) он мог иметь полезную нагрузку 500 фунтов (227 кг). Было изготовлено два прототипа

К этому времени капитан Мартин превратился в бойкого промоутера и вместе с Уорбеком они попытались уговорить жителей города Сейр, штат Пенсильвания, предоставить бесплатные землю и воду для их завода по производству грузовиков и разрешение не платить местные налоги. «Хорошо», — сказали жители Сэйра. На переполненном общественном собрании, состоявшемся 6 ноября 1929 года, сотни жителей Лихай-Вэлли (Lehigh Valley) поддержали эту идею, но неделю спустя отцы города Сейр холодно отвергли ее. Так закончилась история с производством мини-грузовиков Джеймса Мартина.

С миниатюрным легковым автомобилем была другая история. Джеймс Мартин хотел применить свою подвеску на авиаторском шнуре к автомобилю и, предвидя рынок для автомобиля стоимостью 200 долларов, обратился к Майлзу Х. Карпентеру (Miles H. Carpenter), очень способному инженеру, который разработал люксовый автомобиль Phianna (1916-22). Майлз Карпентер согласился спроектировать детище Мартина, и он сделал это в 1926 году на огромном складе в Гарден-Сити, Лонг-Айленд. Джеймс Мартин то ли купил, то ли арендовал этот склад, который раньше служил местом сбора для вернувшихся с Первой Мировой войны солдат. Капитан Мартин называл это здание своим авиационным заводом, и вполне вероятно, что он действительно изготовил там несколько самолетов.

самым успешным проектом Джеймса Мартина был миниатюрный легковой автомобиль Dart с колесной базой 60 дюймов (1524 мм). В 1928 году были изготовлены три автомобиля данного типа. Несмотря на измененную решетку радиатора Chevy автомобиль Dart, имевший двигатель воздушного охлаждения, в радиаторе не нуждался

самым успешным проектом Джеймса Мартина был миниатюрный легковой автомобиль Dart с колесной базой 60 дюймов (1524 мм). В 1928 году были изготовлены три автомобиля данного типа. Несмотря на измененную решетку радиатора Chevy автомобиль Dart, имевший двигатель воздушного охлаждения, в радиаторе не нуждался

стильный миниатюрный автомобиль Dart щеголял колесными дисками с отверстиями

стильный миниатюрный автомобиль Dart щеголял колесными дисками с отверстиями

Как бы то ни было, в период с 1926 по 1929 год Майлз Карпентер спроектировал и изготовил три автомобиля Dart. Очевидно, он сделал это без зарплаты и с очень небольшим вознаграждением, поверив обещаниям Джеймса Мартина, что станет богатым после того, как автомобили Dart покорят рынок. Три 600-фунтовых (272 кг) автомобиля Dart использовали установленные Майлзом Крпентером мотоциклетные двигатели Cleveland – рядные четырехцилиндровые двигатели с верхним расположением цилиндров и воздушным охлаждением. Сообщения об объеме двигателя варьируются от 600 куб. см до 750 куб. см, но, по-видимому, мощность составляла около 20 лошадиных сил. Эти двигатели были соединены с миниатюрными обычными трехступенчатыми коробками передач и модифицированными задними мостами de Dion с металлическими U-образными шарнирами на внутренних концах полуосей и упругими карданами на задних колесах.

конструктор миниатюрного автомобиля Dart Майлз Карпентер установил на машину четырехцилиндровый мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения Cleveland. Слева на снимке видны штампованная ось и подвеска с авиаторным шнуром

конструктор миниатюрного автомобиля Dart Майлз Карпентер установил на машину четырехцилиндровый мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения Cleveland. Слева на снимке видны штампованная ось и подвеска с авиаторным шнуром

Система подвески, безусловно, была самой интересной особенностью автомобилей Dart. Вместо металла, пружины были сделаны из авиаторских шнуров, обернутых тканевой лентой, и были очень похожи на велосипедные крепления наших дней. Все четыре колеса были подвешены независимо друг от друга. Передние оси и задние оси перемещались вверх и вниз внутри стальных фиксирующих пазов, прикрепленных к раме. Затем авиаторский шнур был обернут полдюжины раз вокруг подвески оси. Сообщалось, что эти шнуры могли выдержать пробег в 25000 миль (40225 км) и для замены одного из них требовалось всего 20 центов и несколько минут.

Насколько эффективна была эта подвеска? По всей видимости она была эффективной, поскольку потому что во время демонстрации перед 20-тысячной толпой в аэропорту Вашингтона (округ Колумбия) автомобиль Dart под управлением инженера Хэла Карпентера подвергся двухчасовым жесточайшим испытаниям. Он совершал повороты на 90 градусов на двух колесах, разворачивался на 180 градусов на скорости 50 миль в час (80 км/ч), проехал через трассы для полного 4×4 привода, расположенных на расстоянии шести футов (1,8 м) друг от друга на протяжении 150 футов (45,7 м), и преследовал самолеты на взлетно-посадочных полосах. Подвеска из авиаторских шнуров не только выдержала испытания, но и в конце демонстрации автомобиль управлялся так же хорошо, как и в начале.

длина двух миниатюрный автомобилей Dart равнялась длине одного легкового автомобиля Studebaker 1929 года с багажником. Во время испытаний в аэропорту Вашингтона Dart лихо выступил перед восхищенной толпой

длина двух миниатюрный автомобилей Dart равнялась длине одного легкового автомобиля Studebaker 1929 года с багажником. Во время испытаний в аэропорту Вашингтона Dart лихо выступил перед восхищенной толпой

Планы Джеймса Мартина предусматривали продажу в 1930 году 250000 автомобилей Dart по цене 200 долларов плюс 50 долларов за доставку. Планировалось, что автомобили будут продавать по почте и отправлять покупателям по железной дороге. Гаражом для автомобиля Dart должен был стать деревянный транспортный ящик. Джеймс Мартин занялся выпуском акций, назначил Джеймса Брайана (James W. Bryan) президентом Martin Motors, Inc. и открыл демонстрационный зал по адресу: Нью-Йорк-авеню, 1416, Вашингтон, округ Колумбия. Капитан Мартин заключил соглашение (без письменного контракта) с компанией M. P. Moller Co., Хагерстаун, штат Мэриленд, на серийное производство автомобилей Dart.

деревянный ящик для транспортировки стал гаражом миниатюрного автомобиля Dart, который должен был продаваться за 200 долларов плюс 50 долларов на доставку. Безрамный кузов был унифицированным, автомобиль имел длинный капот

деревянный ящик для транспортировки стал гаражом миниатюрного автомобиля Dart, который должен был продаваться за 200 долларов плюс 50 долларов на доставку. Безрамный кузов был унифицированным, автомобиль имел длинный капот

В 1922-27 годах компания Moller выпускала автомобили Dagmar, а также множество различных такси и кузовов для грузопассажирских автомобилей. В наши дни компания Moller занимается производством органов с лабиальными трубами, которые всегда они были ее основной продукцией. Однако из сделки с компанией Moller ничего не вышло, и автомобиль Dart потерпел неудачу.

Примерно в то время, когда потерпел неудачу автомобиль Dart, капитан Мартин занялся другим проектом, который был гораздо более масштабным, чем миниатюрный автомобиль. Джеймс Мартин спроектировал и изготовил комплект из двух радикально обтекаемых автомобилей, которые были им названы Aerodynamics. Первый из этих двух автомобилей представлял собой компактный четырехместный седан на четырех колесах, тогда как второй – трехколесный автомобиль каплевидной формы для двух пассажиров.

трехколесный миниатюрный автомобиль Aerodynamic 1932 года

трехколесный миниатюрный автомобиль Aerodynamic 1932 года

миниатюрный трехколесный автомобиль Aerodynamic 1932 года был оснащен двигателем American Austin и трансмиссией

миниатюрный трехколесный автомобиль Aerodynamic 1932 года был оснащен двигателем American Austin и трансмиссией

Автомобили Aerodynamics окружает путаница, поскольку некоторых источниках говорится, что они были созданы еще в 1927 году и что, по крайней мере, четырехколесный автомобиль был разработан или бригадным генералом Билли Митчеллом, или для него, или совместно с ним. Автору статьи не удалось найти доказательств того, что какое-либо из этих утверждений является верным, хотя Мартин, вероятно, знал Митчелла.

Впервые об автомобиле Aerodynamics было объявлено 12 января 1932 года, а 20 февраля в газете «New York Times» была опубликована большая статья об этой машине. Не подлежит сомнению тот факт, что Билли Митчелл любил скоростные машины и во время Первой Мировой войны у него были гоночные автомобили компаний Mercedes и Renault; вскоре после окончания войны машиной Митчелла был Stutz Bearcat, а затем Duesenberg, однако не существует никаких сообщений об участии Митчелла в разработке какого-либо автомобиля. Возможно, и это звучит типично, что Мартин убедил Митчелла одобрить его автомобиль Aerodynamics, и, вероятно, дальше этого дело не пошло.

Более крупный четырехколесный автомобиль Aerodynamic оснащался установленным в задней части 4-цилиндровым двигателем Continental, имевшим объем 2,5 литра (153CID) и развивавшим эффективную мощность примерно 60 л.с.. Коробка передач в блоке с ведущим мостом была производства компании Detroit Gear & Machine, а задние тормозные барабаны находились внутри кузова. В автомобилях Aerodynamics снова использовалась системы подвески с авиаторским шнуром. У меньшего по размеру трехколесного автомобиля сзади поперечно был установлен двигатель American Austin, который приводил в движение единственное заднее колесо с помощью двух клиновых ремней. Сообщалось, что максимальная скорость более крупного автомобиля варьировалась от 85 до 110 миль в час (137-177 км/ч), а трехколесный автомобиль должен был развивать скорость до 75 миль в час (121 км/ч).

главным достижением Джеймса Мартина стал созданный в 1932 году четырехколесный автомобиль Aerodynamic. В его конструкции вместо рамы использовалась 4-дюймовая платформа из дерева, алюминия и ткани, склеенных вместе. Трубы в полу соединяли радиатор с двигателем

главным достижением Джеймса Мартина стал созданный в 1932 году четырехколесный автомобиль Aerodynamic. В его конструкции вместо рамы использовалась 4-дюймовая платформа из дерева, алюминия и ткани, склеенных вместе. Трубы в полу соединяли радиатор с двигателем

четырехцилиндровый двигатель Continental позволял разгонять автомобиль Aerodynamic до скорости 110 миль в час (177 км/ч)

четырехцилиндровый двигатель Continental позволял разгонять автомобиль Aerodynamic до скорости 110 миль в час (177 км/ч)

Капитан Мартин пытался запустить эти автомобили в серийное производство, но когда это не удалось, он провел следующие несколько лет в судебных тяжбах. Он начал подавать иски на относительно небольшие суммы и затем сумы исков стали возрастать. Для своего дебюта он использовал слушания в Палате представителей США, на которых генерал Билли Митчелл защищал дирижабли, о которых Мартин свидетельствовал от имени Митчелла, а затем начал выступать против того, что он назвал «трастом по патентам на самолеты». По словам Джеймса Мартина этот траст сдерживал разработку военных самолетов и привело к отказу от его собственного патента на бомбардировщик, который мог самостоятельно переходить в горизонтальный полет, а также к отказу от еще примерно 17 патентов Мартина на самолеты. Примерно в это же время Джеймс Мартин стал полковником.

12 марта 1935 года Джеймс Мартин предъявил компании United Aircraft иск на 5 миллионов долларов за нарушение патентных прав. Затем 3 мая 1936 года он подал дополнительный иск на 15 миллионов долларов против корпорации Curtiss-Wright Corp. и 15 дней спустя Джеймс Мартин подал дополнительный иск на 90 миллионов долларов против 31 компании и 28 физических лиц – почти всех, кто работал в авиационной промышленности. И снова предметами иска были нарушение патентных прав и антимонопольного законодательства. Во время этого последнего судебного процесса прототип бомбардировщика, который Джеймс Марлин надеялся передать правительству, загорелся, и Мартин объяснил пожар «зажигательными дротиками», брошенными в прототип кем-то из обвиняемых. Однако что произошло на самом деле, осталось неизвестным. Затем в 1937 году Мартин подал еще один иск на 25 миллионов долларов против компании Manufacturers Aircraft Assn. – просто на всякий случай.

Эти судебные процессы продолжались до 11 июня 1940 года, когда федеральный судья Джон К. Нокс отклонил все иски Мартина «по существу». Во сколько обошлись Джеймсу Мартину эти иски остается неизвестным, но в одном из источников говорится, что Мартин сам выступал в качестве адвоката.

Во время Второй мировой войны Мартин изобрел и запатентовал безвоздушную шину, которую он установил на свой трехколесный автомобиль 1932 года. Под названием Martin Development Laboratories в Рошель-Парке, Нью-Джерси, оригинальный трехколесный автомобиль 1932 года превратился в Martinette 1948 года – двухместный пассажирский автомобиль для послевоенных продаж. Большого ажиотажа этот автомобиль не вызвал, но в его конструкции было несколько интересных технических решений, среди которых были «магнитно-жидкостный привод», алюминиевый кузов и, конечно же, подвеска с авиаторскими шнурами. Двигатель был четырехцилиндровым жидкостного охлаждения.

одним из изобретений капитана Мартина была безвоздушная шина, которая никогда не отрывалась от земной поверхности. Несмотря на то, что поездка прошла нормально, у шин были проблемы с крутящим моментом и шумом

одним из изобретений капитана Мартина была безвоздушная шина, которая никогда не отрывалась от земной поверхности. Несмотря на то, что поездка прошла нормально, у шин были проблемы с крутящим моментом и шумом

миниатюрный автомобиль 1948 года Marinette был версией трехколесной машины 1932 года. Marinette оснащался безвоздушными шинами и приводился в движение четырехцилиндровым двигателем Hercules с помощью двух клиновых ремней

миниатюрный автомобиль 1948 года Marinette был версией трехколесной машины 1932 года. Marinette оснащался безвоздушными шинами и приводился в движение четырехцилиндровым двигателем Hercules с помощью двух клиновых ремней

В начале 1950-х годов Martinette превратился в Stationette. Компания Biehl Autobody из Рединга, штат Пенсильвания, разработала для автомобиля новый кузов, изготовленный в основном из дерева в стиле универсала. Джеймс Мартин надеялся продать Stationette не менее чем за 1000 долларов. Официальное объявление нового самолета было сделано на Всемирном автоспортивном салоне в апреле 1954 года. Автомобиль выиграл Гран-при выставки, но дальше этого дело не пошло. Сколько было изготовлено автомобилей Stationette остается неизвестным.

Джеймс Мартин позирует с имевшим деревянный кузов миниатюрным автомобилем Stationette 1950 года

Джеймс Мартин позирует с имевшим деревянный кузов миниатюрным автомобилем Stationette 1950 года

Скорее всего Джеймс Мартин продал автомобиль компании Bassons Industries Corp., Бронкс, Нью-Йорк, которая модернизировала автомобиль Stationette, оснастив его красивым пластиковым корпусом. Компания Bassons сохраняла модернизированный автомобиль до 1956 года, когда машине был придан кузов тележки для гольфа. На этом история машины завершилась.

Полковник Джеймс Вернон Мартин умер 28 февраля 1956 года в Парамусе, штат Нью-Джерси. Он ушел из жизни в безвестности, но по крайней мере две его машины сохранились. Четырехколесный седан Aerodynamic 1932 года сейчас находится в музее Томми Процмана в штате Джорджия. Один автомобиль Stationette1954 года также сохранилась и находится в руках Билла Вайсса из Глендейла, штат Нью-Йорк.

источник: «Captain Martin’s Mixed-Up Minis» «Special-interest autos», Mar.-Apr. 1974, pages 20-23

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-miniaturnye-avtomobili-dzheimsa-martina

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account