Юрий Пашолок. Легкий чешский немец с запоздалой модернизацией

14
Юрий Пашолок. Легкий чешский немец с запоздалой модернизацией

Юрий Пашолок. Легкий чешский немец с запоздалой модернизацией

История легких танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-G, наиболее массово применявшихся на советско-германском фронте в 1941 году

Шутка про итальянскую компартию, которая с успехом преодолевает трудности, ей же и созданные, отлично подходит к ситуации Франции и Великобритании мая-июня 1940 года. Сложившаяся ситуация стала результатом, в том числе, и легкомысленных действий руководства этих двух держав, которые считали, что контролируют ситуацию. По факту же они совершенно упустили (скорее делали вид, что не замечают) рост немецкой военной мощи. Сначала там не видели приход нацистов, считая, что это лучше коммунистов. Потом в упор не замечали роста военной мощи Третьего Рейха, проводили политику «умиротворения». А дальше случилось то, что и должно было случиться. Германия смогла в полной мере воспользоваться временем, оказавшись в 1938 году как минимум на равных с теми, кто считал себя главной силой на континенте. А эта самая сила, особенно возглавляемая Деладье Третья Французская республика, делала ошибку за ошибкой. Она ничего не сделала во время аншлюса Австрии, а затем допустила постепенного поглощения Чехословакии.

Схема корпуса Pz.Kpfw.38(t) с усиленной броневой защитой и спрямленной лобовой деталью

Схема корпуса Pz.Kpfw.38(t) с усиленной броневой защитой и спрямленной лобовой деталью

В случае с Чехословакией уровень глупости французского и английского руководства достиг небывалого уровня. За год Германии досталось сразу две страны с развитой военной промышленностью. Особым подарком стала Чехословакия, у которой и армия-то была далеко не самой маленькой. К 1 сентября 1939 года немецкая армия имела в своём составе 202 Pz.Kpfw.35(t), они же бывшие LT vz.35. Несмотря на то, что это изначально легкий танк, по факту их применяли как псевдо-средний. И вот тут есть тонкий момент: Pz.Kpfw.35(t) занимал ту же нишу, что и Pz.Kpfw.III, а их у немцев было почти в 3 раза меньше. Но и это половина беды: после оккупации Чехословакии были захвачены 10 LT vz.38, новые танки, которые, в перспективе, заменяли LT vz.35. Немцы быстро поняли, что к чему, и с июня 1939 года ČKD, позже переименованная в BMM, начала сдавать первые L.T.M.38. Так изначально именовался танк, позже ставший Pz.Kpfw.38(t). Уже к 10 мая 1940 года их имелось около 240 штук. Итого по тем, кто допустил аншлюс и Мюнхен, проехалось танковых дивизии на матчасти, изготовленной в Богемии.

Параллельно с корпусом усиливали и башню

Параллельно с корпусом усиливали и башню

Первые два года Второй мировой войны показали не только достоинства Pz.Kpfw.38(t). Чехословацкие военные, создавая спецификацию II-a (по ней создавался LT vz.38), считали, что главным противником танка будут крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные автоматические пушки. На самом деле главными противниками танков оказались противотанковые пушки. Броня толщиной 25 мм оказалась слабой защитой против таких орудий. По этой причине 25 июля 1940 года 6-й отдел Департамента Вооружений заключил с BMM третий контракт, куда более массовый. При этом танки, выпуск которых начинался с ноября 1940 года, отличались повышенной броневой защитой. Теперь их лобовая броня должна была выдерживать попадания бронебойных снарядов калибра 25-37 мм. Именно такие танки стали в семействе Pz.Kpfw.38(t) самыми массовыми.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из состава 19-й танковой дивизии

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E из состава 19-й танковой дивизии

Казалось бы, чего проще взять и просто добавить брони, но вот тут имелась масса нюансов. Во-первых, просто так накидать брони попросту не получалось, поскольку у шасси имелся предел нагрузки. Минимально необходимая толщина для «снятия» бронебойных снарядов орудий калибра 25-37 мм — это 50 мм. Лишняя тонна массы шасси точно становилась проблемной ношей, о чем догадывались и на BMM, и в 6-м отделе Департамента Вооружений. Во-вторых, возникала проблема с поставкой броневых листов. Чешские производители брони поставляли броню максимум 32 мм (толщина лобовой брони танков категории III), а 50 мм в тот момент они не прокатывали. Теоретически можно было провести более глубокую модернизацию, но это означало время. То самое, которого у немцев не было. Посему «большая модернизация» тут не получалась.

Помимо спрямленного лобового листа подбашенной коробки, новая версия танка отличалась усиленными смотровыми приборами

Помимо спрямленного лобового листа подбашенной коробки, новая версия танка отличалась усиленными смотровыми приборами

По озвученным причинам модернизированные танки стали результатом компромисса. Лоб корпуса, подбашенной коробки и башни усилили до 50 мм, но хитрым путем. Вместо монолитного листа толщиной 50 мм было два листа по 25 мм. Также лобовой лист подбашенной коробки снова сделали прямым, как на исходном Praga TNH. Делалось это так же, как на Pz.Kpfw.IV Ausf.F, то есть просто лист механика-водителя подвинули вперед. Также, как наиболее уязвимый и поражаемый элемент, усилили башню по периметру. Толщину бортов увеличили до 30 мм, а кормы до 25 мм. Это давало защиту от крупнокалиберных пулеметов и 20-мм автоматических пушек. По крайней мере, в теории. Также оказалась усилена и броня подбашенной коробки, на которую установили дополнительные листы толщиной 15 мм. Переделке подверглось и защитное кольцо вокруг башни.

Среди жертв огня защитников Ильинских рубежей оказался и "швед". Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S имелись в составе 19-й танковой дивизии. Лоб у этого танка усилен, а вот смотровой прибор стрелка-радиста остался старый. Это не считая бортов башни и корпуса, так и оставшихся толщиной 15 мм

Среди жертв огня защитников Ильинских рубежей оказался и «швед». Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S имелись в составе 19-й танковой дивизии. Лоб у этого танка усилен, а вот смотровой прибор стрелка-радиста остался старый. Это не считая бортов башни и корпуса, так и оставшихся толщиной 15 мм

Согласно немецким данным, боевая масса выросла до 9850 кг, при этом исходный танк имел массу 9200 кг. В связи с ростом массы добавили дополнительную рессору в подвеску передних опорных катков. Помимо усиления броневой защиты, переделке подверглись и смотровые приборы в лобовой части подбашенной коробки. Их усилили, поскольку они нередко вышибались меткими попаданиями. В таком виде танк «большой серии» и запустили в производство, оно началось, как и предполагалось, с ноября 1940 года. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.38(t)Ausf.E. Следует отметить, что с осени 1940 года BMM планомерно поднимала планку производства. В связи с организацией выпуска модернизированной машины планка выпуска, в ноябре 1940 года, упала до 27 машин, но уже в декабре она выросла до 44 штук, в январе 1941 года сдали 45 машин, и далее она лишь единожды снижалась ниже 50 штук. Благодаря этому первый танк «большой серии» (275 штук, номера с 476 по 750) сдали оперативно — до мая 1941 года включительно. Уже в ходе производства, как минимум с марта 1941 года, глушитель приподняли, чтобы разместить под ним новый вариант блока дымовых мортирок.

Параллельно со "шведом" выпускался и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F

Параллельно со «шведом» выпускался и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F

В мае 1941 года случилось непредвиденное ранее событие. Дело в том, что одновременно в серию запустили два танка — большой и «полуторной» модернизации. Первым оказался Pz.Kpw.38(t) Ausf.F (серийные номера 751-1000), изначально это была не более чем дальнейшая «допечатка» Ausf.E. Вторым же стал танк, изначально именовавшийся Praga TNHP-S. Это был танк для шведской армии, их заказали 90 штук, но 18 июля 1940 года OHK этот контракт аннулировала. 90 танков, получивших номера 1001-1090, обозначили как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. «Полуторность» модернизации была в том, что этим танкам борта башни и подбашенной коробки не усиливали. Вроде бы недостаток, но как сказать… Дальнейшие события показали, что в данном случае 15 и 30 мм какой-то разницы не играют. «Шведский» танк выпускался до сентября 1941 года. Внешне его не так просто отличить, хотя иное размещение фары NOTEK (вместо левого крыла перенесли на верхний лобовой лист корпуса) в глаза всё же бросается. Как и старый смотровой прибор стрелка-радиста.

Первые Ausf.F ничем не отличались от Ausf.E, разница минимальная

Первые Ausf.F ничем не отличались от Ausf.E, разница минимальная

В случае с более массовым и более «логичным» Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F ситуация была более спокойной. Самые первые Ausf.F внешне выглядели так же, как и Ausf.E, уже далее машина потихоньку видоизменялась. Впрочем, переделки имели небольшой характер. К тому же фару NOTEK переносили и на этой версии, так что разница между Ausf.F и Ausf.S видна далеко не всем. Часть танков получила крепления запасных траков на верхнем и нижнем лобовых листах корпуса, но и это легко могли иметь «шведские» машины. Выпуск данного варианта продолжался вплоть до октября 1941 года.

В "заводском" виде танки пребывали очень недолго. Их быстро переделывали в частях

В «заводском» виде танки пребывали очень недолго. Их быстро переделывали в частях

Из 772 Pz.Kpfw.38(t), включая 35 командирских машин, которые имелись в наличии на 22 июня 1941 года, машины «большой модернизации» составляли где-то половину. По идее, проведенная модернизация существенно увеличивала шансы танка на выживание, ведь 45-мм противотанковая пушка пробить его была не в состоянии. В теории. А на самом деле всё было несколько иначе. Уже в 1942 году были проведены испытания обстрелом трофейного танка. По их итогам ГАБТУ КА получило интересные результаты. Со 100 метров лоб корпуса и башни пробивался гарантированно, на 200 метрах примерно 50/50. Далее уже процент поражения был низок, обычно дело заканчивалось пробитием первого листа. Но общая картина выглядела далеко не радужно. Чешская броня пробивалась и трескалась там, где немецкая, той же толщины, работала нормально. Также ничего хорошего не ждало танк производства BMM при попадании фугасных снарядов.

К 22 июня 1941 года примерно половина "чехов" была с усиленным бронированием

К 22 июня 1941 года примерно половина «чехов» была с усиленным бронированием

О том, что существует такая проблема, немцы вряд ли догадывались. На фоне успеха Pz.Kpfw.38(t) во Франции они продолжали комплектовать танковые дивизии. Следующими на очереди стали 19-я (сформирована на базе 19-й пехотной дивизии) и 20-е (сформирована из 115-го моторизованного полка 33-й пехотной дивизии) танковые дивизии. Именно эти дивизии получали первыми танки «большой модернизации», хотя там могли быть и Ausf.D, и танки более ранних модификаций. Точно так же, 7-я, 8-я и 12-я танковые дивизии получали Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F и S. Итого 5 полнокровных танковых дивизий, которые были готовы повторить успехи польской и французской кампании. Но что-то явно пошло не так.

Вместо тысячи слов. Вот что такое "хрупкая броня"

Вместо тысячи слов. Вот что такое «хрупкая броня»

Первый звоночек, а скорее набат, прозвучал в июле 1941 года. За этот месяц немцы безвозвратно потеряли 182 Pz.Kpfw.38(t), то есть почти четверть от имевшихся машин (это не считая 33 танков, безвозвратно потерянных в июне). В связи со столь существенными потерями срочно выслали подкрепление, что позволяло держать общее число танков в приличном объеме. В августе потери составили 183 машины, самое больше число за всё время. В сентябре, за счет снижения накала боев, потери снизились до 62 машин, а в октябре недосчитались 85 штук. Наконец, в ноябре 1941 года потеряли 149 танков, а в декабре — 102. Общий объем Pz.Kpfw.38(t) на 1 января 1942 года составил 373 танка, но это за счет выпуска и ремонта. А так общие объемы безвозвратных потерь составили 796 танков. То есть потеряли больше, чем имелось на начало операции «Барбаросса». Кстати, это еще и больше, чем весь выпуск Pz.Kpfw.38(t) за 1941 год — 698 штук.

Pz.Kpfw.38(t) Asuf.G, последний серийный танк этого типа

Pz.Kpfw.38(t) Asuf.G, последний серийный танк этого типа

Еще до старта операции «Барбаросса» с BMM заключили контракт на выпуск еще 1000 Pz.Kpfw.38(t). Первые 500 танков получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. В общем-то, тот же Ausf.F, но плиты толщиной 50 мм стали монолитными. Кроме того, на центральном лобовом листе корпуса появилось специальное крепление для запасных траков. За счет переделки лобовых листов число заклепок уменьшилось, но в общем-то каких-то больших изменений не было. Изначально предполагалось, что по контракту 210–3951/41H выпустят 500 танков, а за ними последуют еще и 500 Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H. Их производили по контракту 210–3952/41H.

Всего ожидалась поставка 500 таких танков, сдали 316

Всего ожидалась поставка 500 таких танков, сдали 316

Первые танки этого типа стали сходить с производственной линии BMM в октябре 1941 года. На советско-германский фронт они уже не успели, тем не менее, повоевать всё же смогли. Именно Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G шли на вооружение 22-й танковой дивизии. Она стала шестой, и последней дивизией, которая получила на вооружение чехословацкие танки. Дебют 22-й ТД состоялся в марте 1942 года, она действовала в Крыму, причем не то, чтобы очень удачно. В марте она хорошо так отхватила от защитников Крыма, причем у них еще некоторое количество танков отобрали в рабочем состоянии. Они даже успели повоевать в мае 1942 года, но дальше удача отвернулась от частей, защищавших Крым. Так или иначе, но уже к началу весны 1942 года стало ясно, что время Pz.Kpfw.38(t) уходит.

Тропический вариант танка, в Африку он так и не уехал

Тропический вариант танка, в Африку он так и не уехал

Поначалу, впрочем, дела были еще не столь плохими. В январе 1942 года пошли работы по тропической версии танка. В рамках переделки переделывалась система охлаждения, также менялся воздушный фильтр. На танке появлялись штатные крепления для канистр. Дело дошло до практической фазы: Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G тропической версии получили серийные номера, начинавшиеся с 1480. Всего их построили 47 штук, но в Северную Африку их так и не отправили. Весной 1942 года стало очевидно, что и там им ничего особо не светит.

Единственной немецкой частью, которая воевала на Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, оказалась 22-я танковая дивизия

Единственной немецкой частью, которая воевала на Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, оказалась 22-я танковая дивизия

Последние 26 Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G сдали в июне 1942 года, а всего этих танков построили 316 штук (серийные номера 1101-1359 и 1480-1526). Уже весной 1942 года начались работы по выпуску истребителей танков с той же базой. Именно на них и пошли шасси Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H. Число этих танков в частях неуклонно снижалось, причем не только по причине потерь, но и в связи с переделками в САУ. К 1 января 1943 года их всё еще числилась 301 штука, но к к концу июня того же года Pz.Kpfw.38(t) окончательно покинули боевые части.

Pz.Kpfw.38(t), применявшийся на бронепоезде

Pz.Kpfw.38(t), применявшийся на бронепоезде

Нельзя не упомянуть и еще одних операторов Pz.Kpfw.38(t). Речь идет о венгерской королевской армии, которая получила 105 Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, плюс 6 командирских танков. Они получили регистрационные номера 1H725-1H727, 1H729-1H756, 1H758, 1H760-1H832. Командирские машины получили регистрационные номера 1H728, 1H757, 1H759, 1H786-1H878. Переданные венграм машины позволили скомплектовать им 1-ю бронетанковую дивизию, где выпущенные в Праге танки оказались основными. Также там имелись легкие танки 38T Toldi I, истребители танков 40M Nimrod I и Pz.Kpfw.IV. В принципе, довольно мощные силы.

Матчасть 1-й бронетанковой дивизии на параде. Под Коротояком большинство этих танков и САУ сгинуло

Матчасть 1-й бронетанковой дивизии на параде. Под Коротояком большинство этих танков и САУ сгинуло

Апогеем применения 1-й бронетанковой дивизии стало лето 1942 года. Поначалу дела обстояли неплохо, а вот дальше случился Коротояк. Село на берегу Дона стало для венгров маленьким Сталинградом. Сначала всё было неплохо, а потом их оттуда выбила 174-я стрелковая дивизия полковника С.И. Карапетана. Случилось это 5 августа 1942 года, 174-я СД успешно форсировала Дон и выгнала из Коротояка не ожидавших такого поворота событий венгров. Контратака венгерских частей не задалась, а венгерские танки понесли первые тяжелые потери, в том числе и от дружественного огня. В боях за Коротояк, которые длились до сентября 1942 года, 174-я СД записала на свой счет 143 танка. Венгерская 1-я бронетанковая дивизия в этих боях «сточилась», даже после пополнения она более не представляла собой по-настоящему серьёзной силы. На этом массовое применение венгерских Pz.Kpfw.38(t) закончилось.

LT 38/37 в чехословацкой армии. На переднем плане бывший Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G

LT 38/37 в чехословацкой армии. На переднем плане бывший Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G

Позднее выжившие танки немцы использовали как учебную матчасть. В таком статусе машины продолжали находиться до самого конца войны. Некоторые даже повоевали в 1945 году, но с вполне понятным результатом. Самое интересное, что было дальше. После окончания Второй мировой войны небольшое количество Pz.Kpfw.38(t) сохранилось на территории возрожденной Чехословакии. BMM, снова ставшая ČKD, смогла ввести их в строй. Их переименовали в LT 38/37, к июню 1946 года числилось 25 таких танков. Далее их число выросло до 29 штук, в 1948 году имелся 31, а к 1949 году число снизилось до 17. Таким образом, LT vz.38 всё же послужили чехословацкой армии. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Восстановленный из кусков силами Музея Техники Вадима Задорожного Pz.Kpfw.38(t) на съемках "Подольских Курсантов". Получился "швед", то есть Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S, как раз такие машины в 19-й ТД вполне были

Восстановленный из кусков силами Музея Техники Вадима Задорожного Pz.Kpfw.38(t) на съемках «Подольских Курсантов». Получился «швед», то есть Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S, как раз такие машины в 19-й ТД вполне были

В виде танков до наших дней дожило 4 Pz.Kpfw.38(t) «большой модернизации», еще 2 танка восстановила из кусков мастерская Музея Техники Вадима Задорожного. Пара машин стала жертвой кривой рестарвации — «типа Мардер» на Поклонке и танк в Тольятти. Также на Атлантическом Валу находится некоторое количество башен. Их туда отправляли по мере высвобождения с шасси, ранее переделанных в САУ и другие спецмашины. Кроме того, существуют и «загримированные» под Pz.Kpfw.38(t) машины, являющиеся родственниками. Об этих машинах, родом из Швеции, стоит поговорить отдельно.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Чехия), Алексею Калинину (г. Москва) и Хилари Дойлу (Ирландия) за помощь в подготовке материала.

Список источников:

      1. Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997
      2. Panzer Tracts 18 Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A to G und S, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      3. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
      4. Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1933–1942. Thomas L. Jentz, Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
      5. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-cheshskii-nemec-s-zapozdaloi-modernizaciei-614df675777d79340b2408ee

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account