Юрий Пашолок. Легкий чех от Škoda на экспорт

17

Юрий Пашолок. Легкий чех от Škoda на экспорт

Экспортные варианты Škoda Š-IIa, а также развитие конструкции чехословацкого легкого танка

Содержание:

Чехословацкая оружейная промышленность почти с самого начала имела ориентацию на экспортные поставки. Возможности заводов явно превышали потребности чехословацкой армии. С учетом того, что ранее местная оборонка работала на армию Австро-Венгерской империи, неудивительно. Поначалу речь шла об артиллерии и стрелковом вооружении, но постепенно ассортимент расширялся. Неудивительно, что в момент, когда чехословацкие производители созрели до массового выпуска танков, они очень быстро решились на их зарубежные поставки. Тем самым они, в том числе, снижали риск остаться без заказов танков, ибо не все из них были нужны MNO.

Румынский R-2 на фронте, 1941 год. Румыны стали вторыми по массовости зарубежными операторами танков чехословацкой постройки. Больше было только у немцев

Румынский R-2 на фронте, 1941 год. Румыны стали вторыми по массовости зарубежными операторами танков чехословацкой постройки. Больше было только у немцев

До идеи экспортных танков первой дозрела Škoda. Поскольку ее танкетка MU-II оказалась не нужна чехословацкой армии, ее быстро переориентировали на зарубежных клиентов. Танкетке не повезло, в том числе и потому, что заклятые друзья из ČKD создали экспортного конкурента — Praga AH-IV. Удача улыбнулась Škoda в 1936 году. Победа в конкурсе на легкий кавалерийский танк категории II-a привлекла внимание к продукции чехословацкого оружейного гиганта. В результате у Škoda Š-IIa стали появляться чисто экспортные варианты.

По румынскому заказу

В середине 30-х годов потребность в танках стала расти, поскольку в Европе постепенно становилось жарко. Дело было не только в Германии, где к власти пришли нацисты. Если посмотреть на восток и юго-восток Европы, там горячих точек хватало с избытком. Достаточно вспомнить, что перед самой Первой мировой войной случилось две Балканские войны. Да и появление такого государства, как Чехословакия, произошло не на пустом месте. У чехов и словаков были обоснованные опасения насчет соседей, прежде всего Венгрии и Польши. Также образовалась Малая Антанта, куда вошли Чехословакия, Югославия и Румыния. И совсем не случайностью стало то, что наибольшие успехи Škoda оказались связаны именно с этими странами.

Сборка R-2 по румынскому заказу

Сборка R-2 по румынскому заказу

Надо сказать, что у Румынии амбиции были ничуть не меньшие, чем у Венгрии. В королевстве мечтали о собственном танковом производстве, и не без оснований. Принадлежащие Николае Малаксе предприятия вполне могли (и даже частично смогли) выпускать бронетанковую технику. Например, в Румынии по лицензии выпускались французские транспортеры Renault UE. Румынская армия сделала ставку на военную технику французского и чехословацкого производства. Тонкий момент в том, что французская Schneider-Creusot и Škoda были в альянсе, причем артиллерия двух производителей была часто похожа (и это не совпадение). Будь у французов подходящие танки, возможно, что оружейного гиганта из Пльезни и не пустили бы на румынский рынок. Но ничего подобного не имелось, а румынская армия активно искала подходящие варианты. Нашла она их у соседей.

Выполнение заказа затянулось, но в итоге румынская армия всё же осталась довольной

Выполнение заказа затянулось, но в итоге румынская армия всё же осталась довольной

В конце 1935 года румынская закупочная комиссия начала тур по Европе. В январе 1936 года она прибыла в Чехословакию. Поначалу румынские военные заинтересовались продукцией ČKD — танкеткой AH-IV и легким танком TNH. В апреле 1936 года был заключен контракт на поставку 100 легких танков Praga P-II-aJ, но удача ČKD оказалась переменчивой. Довольно быстро стало известно, что Praga P-II-a конкурс на легкий танк для чехословацкой армии проиграл, а выиграл его Škoda Š-IIa. Это привело к тому, что в августе 1936 года контракт на 126 танков выиграла Škoda. Некоторое время ČKD еще пыталась впихнуть Praga P-II-aJ, но безуспешно.

Часть танков имела V-образный кормовой лист башни, это признак цементированной брони

Часть танков имела V-образный кормовой лист башни, это признак цементированной брони

Надо сказать, что Škoda едва не упустила столь крупный контракт, причем по собственной вине. Предполагалось, что спустя 3 месяца после подписания контракта Škoda должна была изготовить опытный образец танка, позже получившего обозначение R-2. Но тут Škoda попала меж двух огней, поскольку зашивалась с основным контрактом на LT vz.35, он и так выполнялся с опозданием. Летом 1937 года Румыния потребовала срочно изготовить 15 танков, что и было сделано, но дальше стало известно о том, что имеются проблемы с надежностью LT vz.35. Если бы не критическая ситуация с танками у конкурентов (а выбирать румынам было не из чего), дело могло закончиться и потерей контракта. Можно сказать, что повезло: заказчик решил подождать, пока проблемы разрешатся. Как выяснилось дальше, решение было мудрым.

Таких танков была примерно половина от полученных Румынией

Таких танков была примерно половина от полученных Румынией

Окончательно опытный образец Škoda Š-IIaR был готов в августе 1938 года. К тому моменту танки по румынскому заказу постепенно собирались, поскольку новых контрактов на LT vz.35 не ожидалось. В результате первые R-2 были готовы уже в сентябре 1938 года, и они едва не оказались на войне. Как раз в сентябре 1938 года едва не случилась война между Чехословакией и Германией, но никто, кроме Советского Союза, поддерживать Чехословакию не стал. Поэтому румынские танки, поначалу реквизированные MNO, далее поехали к заказчику. Последние машины сдали 22 февраля 1939 года, а опытный образец остался в Пльзене. Примерно половина танков была изготовлена из цементированной брони. Поскольку в Кладно имелись проблемы с гнутыми листами, корма башни таких танков имела V-образную форму.

На лето 1941 года это был самый массовый румынский танк

На лето 1941 года это был самый массовый румынский танк

Несмотря на то, что дальнейших заказов не последовало (а Škoda пыталась даже продать лицензию на выпуск Š-IIaR), история с R-2 стала самым большим успехом Škoda. Одновременно это стало большим успехом и для румынской армии. Весной 1939 года она стала обладателем внушительного парка танков, одних из лучших в своём классе. Правда, в 1940 году эти танки особо не помогли, когда Румыния потеряла часть своей территории. Скорее они выполняли функцию демонстрации силы, как и в случае с венгерскими 38M Toldi I.

На советско-германском фронте

На советско-германском фронте

Совсем иначе действовали R-2 в 1941 году. Надо отдать румынскому командованию должное, они не стали распылять свои бронетанковые силы. Опыт войны явно показывал, что танки надо использовать в крупных соединениях. Таковым стала 1-я танковая дивизия (сформирована в январе 1941 года), куда вошли 2 танковых полка. 1-й полк имел на вооружении R-2, а 2-й полк — 75 Renault R 35. В организации дивизии приняли участие немецкие офицеры. Впрочем, по факту 1-й танковый полк действовал отдельно. Организационно он состоял из двух батальонов, в каждом из которых было по 3 роты из 16 танков. Действовал полк совместно не только с румынскими, но и немецкими частями.

Большинство R-2 не пережило Сталинградскую битву

Большинство R-2 не пережило Сталинградскую битву

Легкой прогулкой лето 1941 года для 1-го танкового полка не стало. Поначалу наступление развивалось успешно, но далее румынские части натолкнулись на сопротивление. В ходе первых боёв на подступах к Одессе было потеряно 47 R-2, как от огня противника, так и в виду механических повреждений. К концу августа 1941 года из 102 танков в строю было всего 14, безвозвратно потеряли 15, остальные требовали ремонта. В общей сложности за 1941 год 1-й танковый полк безвозвратно потерял 26 R-2, остальные осенью 1941 года отправились на ремонт в Пльзень и Бухарест. Позже (летом 1942 года) Румыния получила 26 Pz.Kpw.35(t) от немцев, поскольку 6-я танковая дивизия перевооружалась, а более в этих танках она не нуждалась. В отличие от румын.

Известна всего одна фронтовая фото TACAM R-2

Известна всего одна фронтовая фото TACAM R-2

В конце августа 1942 года 1-я танковая дивизия, в которой имелось 109 R-2, снова отправилась на фронт. К началу операции «Уран» их всё еще числилось 87 штук, но уже вскоре осталось всего 6 танков. Остальные сгинули в Сталинградском котле. Часть была потеряна в виду отсутствия горючего, часть сломалась, да и в целом к концу 1942 года толку от R-2 оказалось мало. Это понимали и в румынском командовании. В начале 1943 года возникла идея создать на базе R-2 истребитель танков, концептуально схожий с немецким Marder. Данная машина получила обозначение TACAM R-2 (Tun Anticar pe Afet Mobil, то есть самоходная противотанковая пушка). Разработала истребитель танков группа инженеров под руководством подполковника Константина Гиулая. Изначально предполагалось использовать трофейные 76-мм пушки Ф-22, но далее выбор пал на 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3, как более легкую и массовую.

Единственный образец TACAM R-2, доживший до наших дней, ныне стоит в Бухаресте

Единственный образец TACAM R-2, доживший до наших дней, ныне стоит в Бухаресте

Всего в TACAM было переделано 20 R-20, происходило это в течении февраля-июня 1944 года. 16 САУ отправилось в 63-ю батарею истребителей танков 1-го танкового полка. Из этого числа в сентябре 1944 года осталось 6 САУ. Далее эти САУ попали во 2-й танковый полк, где их число выросло до 12 (там же воевало и 5 R-2). Воевали они уже против бывших противников, закончив войну в Австрии. Скорее всего, именно их TACAM R-2 и R-2 стоят в военном музее, что в Бухаресте.

Бронетанковая коммерция с переменным успехом

Румынский контракт стал первой, но не единственной попыткой Škoda попытать счастья на зарубежном рынке. В сентябре 1938 года интерес к Škoda Š-IIa проявила английская Alvis Straussler. Причины надо искать в ситуации с английским танкостроением того периода. Для Англии резкие движения Германии стали неожиданностью, причем крайне неприятной. Если у французов танки худо-бедно, но выпускались, то на 1938 год англичане имели кучу «тараканов» и некоторое количество опытных танков. Да и те были под сомнением. Поэтому не стоит удивляться попыткам купить лицензию на Škoda Š-IIa. Предполагалось закупить 100 танков, которые производились самой Škoda, еще столько же производила Alvis Straussler. Возможно, что-то бы выгорело, но 15 марта 1939 года Чехию оккупировали немцы, так что переговоры завершились.

Таким должен был стать Š-II-aJ для Югославии

Таким должен был стать Š-II-aJ для Югославии

К тому моменту ситуация в чехословацком танкостроении была в состоянии «делайте всё, что хотите, уже всё равно». MNO, после Мюнхенского сговора, всё еще заказывало танки, но уже сквозь пальцы смотрело на активности Škoda и ČKD. Принцип простой — платите мзду, и производите танки кому хотите. Особенно если речь идет о танке, который уже не интересен. В 1938 году начались работы по Š-II-aJ, предназначенном для Югославии. Особо мучиться в Пльзене не стали и взяли за основу образец Škoda Š-IIaR. Для начала, явно устаревшая 37-мм пушка Škoda A-3 заменялась на более мощную 47-мм пушку Škoda A-9. Не совсем удачная смотровая башенка менялась на конструкцию, больше похожую на башенку LT vz.38. Наконец, предполагалось использовать дизельный мотор. Но именно с ним случились главные неприятности, заставившие поменять мотор на обычный бензиновый.

Š-II-aJ на испытаниях, к тому моменту он стал именоваться T-12 (T 12)

Š-II-aJ на испытаниях, к тому моменту он стал именоваться T-12 (T 12)

Š-II-aJ был готов в начале 1940 года. К тому моменту танк переименовали в T-12 (T — танк, 1 — легкий, 2 — второго типа). Новые индексы Škoda стала вводить в мае 1939 года. Танк неплохо себя показал, в том числе и перед югославской закупочной комиссией. Но что-то пошло не так, в результате Югославия потеряла интерес к этому танку. Попытка заинтересовать Венгрию также не принесла результата. У венгерской армии уже были Toldi, может, не такие совершенные, но свои.

Одна из конфигураций T 12

Одна из конфигураций T 12

Попытка заинтересовать возможных клиентов привела к тому, что Škoda (уже Škodawerke) разработала еще несколько образцов. Ими стали Pz.Kpfw. T 13, T 13M и T 14. По большому счету, это тот же Š-II-aJ, но с некоторыми изменениями. В случае с T 13, который предлагался Румынии как R-2a, ставился модернизированный мотор Škoda T-11/2. Толщина брони составляла 30 мм в лобовой части и 25 мм по бортам, боевая масса выросла до 12,6 тонн. Внешне этот танк был почти точной копией Š-II-aJ, особо ничем не отличаясь от R-2.

T 13M, одна из последних попыток "продать" Škoda Š-IIa

T 13M, одна из последних попыток «продать» Škoda Š-IIa

Ближе к концу 1940 года появилось еще два проекта — T 13M и T 14, по сути два варианта одной машины. На танках усиливали броневую защиту (до 50 мм у лобовой детали), меняли вооружение, смотровую башенку и так далее. В первом случае ставилась 37-мм пушка A 7, во втором — более мощное 47-мм орудие A 11. Впрочем, зарубежного заказчика это уже не интересовало. Как не интересовало и немцев. В конце концов, T 12 разобрали на запчасти, а опыт более ранних разработок Škodawerke использовала при создании Pz.Kpfw. T 15.

T 11 и LT vz.35 в составе болгарской армии

T 11 и LT vz.35 в составе болгарской армии

Вместе с тем, R-2 не стал единственным танков для зарубежного заказчика, созданным в Пльзене. Переименованным в мае 1939 года Š-II-a (T 11) заинтересовался Афганистан. Всего было заказано 10 таких танков, которые в начале 1940 года «зависли» в Пльзене по политическим причинам. Отличием T 11 была установка 37-мм пушек A 7. Новым покупателем стала Болгария. Сначала болгарское правительство купило 26 LT vz.35, это были уже третьи руки (покупали у немцев). В сентябре 1940 года в Болгарию уехали те самые 10 афганских танка. Была попытка заказать еще 45 T 11, но Škodawerke стало уже не до того.

У болгар эти танки прослужили дольше всех

У болгар эти танки прослужили дольше всех

Болгарские T 11 в итоге оказались самыми долгоиграющими танками Škoda. Просидев большую часть войны в положении наблюдателя, Болгария в 1944 году перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. Прослужили их T 11 до начала 50-х, в том числе и благодаря запчастям, заказанным на Škoda вскоре после конца войны.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы.

Список источников

      1. Škoda LT vz.35, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1995
      2. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
      3. Архив Юрия Тинтеры
      4. valka.cz
      5. worldwar2.ro
      6. ftr.wot-news.com

источник: https://dzen.ru/a/Y8Z7p2RZNGG5cbCe

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account