Волновики Петра Митурича

16

Волновики Петра Митурича

Статья из журнала «Техника – молодежи» (июльский выпуск 1989 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег, выкладывается на сайт по наводке уважаемого коллеги Дед Архимед.

Петр Васильевич Митурич (1887–1956) известен прежде всего как художник, рисовальщик, как один из ведущих советских графиков.

Гораздо меньше Митурич известен как изобретатель А между тем…

«Я предложил (в Комитет по делам изобретений) девять технических способов решений принципа волнообразного движения аппаратов для полета и планирования в воздухе, для плавания в воде и скольжения по ее поверхности и для передвижения по земле, – механизма движения, существовавшего только в природе», – писал он в феврале 1933 года.

Откуда же у художника тяга к технике? Надо сказать, что Митурич был в числе тех, кто в исторические моменты революционных преобразований, в период духовного раскрепощения пытался развить в себе, да и не только в себе, «новое чувство мира» – осознание того, что чувство красоты и научное чувство истины есть одно и то же. Соответственно и личность должна познавать мир во всех его проявлениях и сама проявлять себя в разных ипостасях. Таковы были поэты и художники Маяковский и Хлебников, Татлин – живописец, художник-конструктор и архитектор. Родченко – дизайнер, график и фотограф. Таков был и Петр Митурич художник и изобретатель.

Наряду с художественным образованием (Киевское художественное училище, Петербургская Академия художеств) были у него и технические познания – в 1916 году он был направлен в военную инженерную школу, после которой служил в частях связи. Отец его, Василий Петрович, будучи профессиональным военным артиллеристом, оставил было военное дело ради литературного поприща, но не преуспел в этом и вернулся на службу. Он мечтал сконструировать гигантский коробчатый змей, способный поднять в воздух солдата-корректировщика артиллерийской стрельбы.

Поэтому, видимо, не случайно научная и техническая деятельность Петра Митурича началась с обращения к авиации и конструирования летательных аппаратов. Позднее его интерес обратился к органическому миру. Наблюдая способы передвижения живых существ, он отметил, что, несмотря на разнообразие, все они носят колебательный, «волновой», по его выражению характер.

Он писал об этом так: «Кроме занятий живописью, меня интересовала проблема вскрытия истинных закономерностей динамики живых существ в полете, плавании и наземном передвижении. Существующие учения меня не удовлетворяли. Поняв волновую природу движения, мне удалось осуществить ряд аппаратов волновых движителей, действие которых убеждает в правильности моего понимания динамики природы (на приоритет изобретения таковых аппаратов я имею девять авторских свидетельств). Таковы результаты приложения моего «чувства мира» в области познания».

Аппараты, «подсмотренные» у природы, внешне копировали движения рыб, акул, дельфинов. Митурич следит за черепахами в воде, за стремительными бросками летучих рыб, акул, тунца. Особенно интересуют его дельфины. Он разыскивает труды по исследованию плавания рыб и в особенности ластокрылых обитателей морей. Он тщательно изучает работу Н. Е. Жуковского «Опыт применения аэродинамической теории к полету птиц». Митуричу помогает изощренное видение художника, способность подсмотреть заложенное в творениях природы как бы изнутри, нащупать, так сказать, их скрытые пружины.

«Я проводил некоторое время со своими волновиками, вернее – с их душами, проникая все глубже и дальше в их характер и возможность развития».

Характерный пример творчества Митурича формула изобретения, на которое в 1933 году он получил авторское свидетельство (а. с.) № 33418 (рис. 1):

«Движитель в форме рыбьего корпуса для судов, глиссеров. самолетов и дирижаблей, отличающийся тем, что он представляет собой приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения».

Волновики Петра Митурича

В другом предложении Митурича, «Движителе для судов в форме гибкого рыбьего тела» (а. с. №30567, 1933 год, рис. 2), колебательное движение осуществляется при помощи эластичных воздушных камер, расположенных симметрично по обе стороны металлического каркаса и заполняемых последовательно друг за другом воздухом или отработанным газом. В третьем, «Устройстве для приведения судов в движение» (а с. № 31789, 1933 год, рис. 3), внутри гибкого корпуса судна по его продольной оси проходит вал, вращающийся от какого-либо двигателя. На валу один за другим располагаются эксцентрично насаженные «волнообразные» диски, которые при вращении вала передают корпусу колебательные движения, заставляя тем самым судно идти вперед. Или вот «Дирижабль» по а. с. № 62924, полученному в 1943 году.

«В отличие от обычных типов дирижаблей, приводимых в движение от моторов пропеллерами, этот получает продвижение благодаря колебательно-пропульсивному движению его корпуса, возникающему при вращении продольного вала с грузами, расположенными на нем с разным эксцентриситетом».

Остальные изобретения Митурича касаются различных технических тонкостей – передачи движения от двигателя к корпусу в целях создания волнообразных колебаний (а. с. № 38888, 1934 год), распределения впуска и выпуска воздуха в «баллонеты оболочки дирижабля» (а. с. № 36809, 1934 год) и т.д..

Митурич не только экспериментировал и строил модели – он пытался вскрыть теоретические закономерности наблюдаемых явлений и делать философские обобщения. С этой целью он пишет трактат «Волновая динамика», в котором стремится разобраться в основных положениях созданного им же направления. Начав с изучения движения маятника, предполагая в нем прообраз всех колебательных процессов, экспериментатор осуществил «опыт сравнения скоростей на волнообразном и прямолинейном путях», для чего построил демонстрационный прибор, сохранившийся в семье Митурича и поныне. Прибор представляет собой два параллельных желобка-дорожки, прорезанных в деревянных брусках (см. прилагаемую схему, рис. 4). Идентичные стальные шарики со «старта» – наклонных горок одинаковой высоты, получая одинаковую первоначальную скорость, – попадают в желобки и далее катятся по ним. Один из путей – горизонтальный и прямой, другой – также горизонтальный, но волнообразного профиля – вниз-вверх, вниз-вверх. Так вот. при всех равных начальных условиях шарик, катящийся по волновой дорожке, неизменно опережает другой, катящийся по прямой, примерно на 1/3 пути! Я сам несколько раз подряд пускал шарики по желобкам и каждый раз наблюдал это.

Волновики Петра Митурича

В ноябре 1988 года в московском Музее изобразительных искусств была открыта выставка П. В. Митурича. На ней наряду с картинами и графикой экспонировались и его изобретательские находки. На стенде была представлена, например, модель судна в треть метра длины. Когда ее берешь в руки, такое ощущение, словно держишь живое существо, настолько она гибка, эластична. И в воде она действительно движется, словно угорь. «Волновик» состоит из плотно обтянутых резиной деревянных отсеков, в которые вмонтированы свинцовые грузила, выверенные по весу так, чтобы он погрузился в волну, но не затонул. Сзади находится резиновый хвостовой плавник, эластичный за счет вмонтированных в него стальных проволочек. Пружинный моторчик приводит в движение механизм, сообщающий корпусу волнообразные движения, и судно начинает двигаться. В свое время модель переплывала пруд в Сокольниках. Рядом на стенде еще одна модель днище с укрепленным по килю длинным «хвостом». Получая от пружины волнообразные импульсы, он и служит движителем.

Волновики Петра Митурича

В 1921 году Митурич подал заявку на модель волнового «летуна» – самолета, но получил по ней отрицательный отзыв знаменитого аэродинамика, будущего академика Б. Н. Юрьева. Однако Митурич не опустил рук и в течение долгих тридцати лет доводил конструкцию до ума. В конце концов ему все же удалось построить модель весом в 70 г с крохотным моторчиком и несущей поверхностью в 6,6 квадратных дециметра. Конструкция принципиально отличалась от орнитоптеров и других махолетов тем, что не двигала крыльями. Цельное упругое крыло укреплялось под фюзеляжем. как на моноплане, но винт отсутствовал. Полет осуществлялся за счет колебательных импульсов, поступавших на крыло oт заключенного в обтекаемый кожух эксцентрика, вращавшегося в вертикальной. Он приводился в движение заводной пружиной от будильника. А вот наземный аппарат «Скакунец», приводимый в действие мускульными усилиями седоков. Благодаря большой длине и ограниченной гибкости в горизонтальной плоскости «гусеница» должна была обладать способностью преодолевать любые неровности пути и даже рвы и овраги. Один из вариантов «гусеницы» изображен на рисунке 6 (рисунок Митурича).

Волновики Петра Митурича

Митурич не ограничивался подачей заявок и постройкой моделей. Его конечной целью было продвижение идей в жизнь. Ища поддержки своим начинаниям, он обращался во многие организации, к разным ученым. Дела продвигались туго уж очень отличен от традиционных принцип, заложенный в его конструкциях. В 1933 году Митурич составил своеобразную пояснительную записку, названную им «Декларацией» (см. фрагмент фотокопии этого документа, написанного рукой автора), в которой разъяснял идеи волнообразного движения. сравнивал его с известными техническими решениями, от которых предлагаемый отличается принципиально, и просил проведения по своему предложению тщательных исследований. Он считал существующие двигатели, основанные на преобразовании вращательного движения в прямолинейное, как бы чуждыми естественной среде, ее ритмам, а следовательно, малоэффективными.

«Не та техника, которая стремится изменить дикое и никогда непобедимое лицо природы, писал он, – но та будет родной человеку, которая широко использует свободную игру сил ее во всем диапазоне уловимых октав ее колебаний».

Какой контраст по сравнению с пресловутым лозунгом тех же лет «Мы не можем ждать милостей от природы…»! «Декларацию» изобретатель разослал в Комитет по изобретениям, в ЦК ВКП(б), в Дирижаблестрой, в Наркомвод, в Речсоюзверфь, в ЦАГИ.

За содействием с просьбой рассмотреть предложения Митурич обращался к известным ученым. В 1933 году он встречается с Г М. Кржижановским. Вице-президент Академии наук, заинтересованный, направляет его к другому ученому, профессору Гидротехнического института А. Миловичу:

«Дорогой коллега! Очень прошу Вас не отказать в консультации по изысканиям гов. Митурича. Мне кажется, что здесь есть нечто весьма интересное…»

Ответ Миловича не заставил себя ждать:

«Идея использования колебательных и винтовых движений Петра Васильевича Митурича, совершенно не развитая еще в настоящее время ни теоретически, ни практически, несомненно, заслуживает внимания. Для возможных оценок ее в практических приложениях необходимо дать инициатору идеи средства на воспроизведение первых моделей, наблюдая движение которых мы могли бы подойти ближе к развитию теоретического обоснования утилизации подобных явлений».

Но отношение к предложениям изобретателя было неоднозначным. В приемной у вице-президента один из инженеров заявил Митуричу: «Идея полусумасшедшая по смелости». Тем не менее среди ученых были и сторонники изобретателя, и тогда ему казалось, что к его идеям пробуждается интерес. Из заключения экспертной комиссии при Отделе изобретений Народного комиссариата авиационной промышленности от 25 октября 1940 года:

«Предлагается построить действующие модели (волновик-дирижабль, мускулат) и т. п., основанные на принципе движения рыб. Ожидаемые преимущества: уменьшение лобового сопротивления, увеличение скорости».

Весной 1941 года были наконец-то ассигнованы средства на постройку большой модели «волновика», но все планы разрушила война. И Петр Васильевич продолжал строить модели дома, используя скудные подручные средства и материалы.

Многие идеи Митурича, конечно, были делом будущего. Так, еще в 1933 году он решает спроектировать оригинальный волновик-гидросамолет. Когда Петр Васильевич посвятил одного крупного ученого в проект «кругосветного полета на нем в погоню за Солнцем в 30 часов», тот испугался и просил об этом никому не говорить, дабы автор не прослыл безумцем. Чкалов тогда тоже мечтал облететь «вокруг шарика». Но только мечтал. Кстати говоря, беспосадочный кругосветный полет без дозаправки в воздухе был осуществлен американскими пилотами на специально спроектированном для этой цели «Вояджере» лишь в 1986 году, да и то он продолжался чуть ли не десять суток. Так что реакцию специалиста на проект Митурича можно понять. Кроме того, он набрасывает проекты новых наземных пассажирских волновиков и даже посылает в Министерство путей сообщения записку «О преимуществах волнового пути на железных дорогах».

Однако к такому проекту отнеслись скептически. Еще бы – он ставил под сомнение не только здравый смысл, но и классические законы механики.

Мы начали эти заметки с того, что Митурич известен в первую очередь как художник. Между тем архивные записи его по изобретательской части занимают не менее значительное место. В его рукописи «Дневник изобретателя» одна лишь часть с упоминанием встреч и переписки с учеными и учреждениями составляет 16 страниц машинописи.

В изобретательском наследии Митурича, безусловно, необходимо разобраться. Конечно, необычность его предложений и противоречивость различных авторитетов в их оценке и сегодня оставляют открытым вопрос о правоте его выводов. Сам же Петр Васильевич до конца своих дней сохранял убеждение в перспективности «волнового» движения.

источник: Фридрих Малкин, патентовед «Волновики Петра Митурича» «Техника – молодежи» 1989-07, стр.22-25

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account