Невезучие наследники «москито». Часть 5 Проект высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Miles M.39

15

Невезучие наследники «москито». Часть 5 Проект высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Miles M.39

Компания Miles Aircraft (Miles) стала единственной авиастроительной компанией, принявшей участие в конкурсе по спецификации B.11/41 и разработка которой дошла до этапа летных испытаний. В 1941 году Фредерик Джордж Майлз узнал о высокой аварийности, связанном с посадками на палубу авианосце. Было очевидно, что это было связано с плохим обзором вперед у таких палубных самолетов как Seafire. Поэтому компания по собственной инициативе начала работу по исследованию возможностей неортодоксальных компоновок с целью как улучшения обзора пилота, так и устранения конструктивных проблем и потери времени, вызванных складыванием консолей крыла. После изучения нескольких возможных компоновок решением оказалось тандемное крыло при условии, что это было осуществимо с точки зрения аэродинамики.

Фредерик Майлз не хотел представлять для официального рассмотрения вызывавший сомнения проект и поэтому решил изготовить и испытать в полете экспериментальный самолет M.35; эта машина была проектирована и построена всего за шесть недель. Первый полёт был выполнен 1 мая 1942 года, и, несмотря на некоторую продольную неустойчивость, машина убедительно продемонстрировала, что тандемное крыло вполне осуществимо и управляемо. Самолет получил собственное имя Libellula (по энтомологическому названию семейства стрекоз), и предложение создать палубный истребитель были немедленно предложены Адмиралтейству и Министерству авиационной промышленности. Однако результаты полетов M.35 были настолько обнадеживающими, что Фредерик Майлз продолжил свои исследования и перешёл к разработке бомбардировщика.

Проект Libellula, получивший внутрифирменное обозначение M.39, был разработан в соответствии с требованиями спецификации B.11/41 и был представлен на рассмотрение Министерства авиационной промышленности в июле 1942 года. Проект был представлен после отмены проекта Hawker P.1005, что позволяет предположить, что спецификация B.11/41 была чем-то вроде рабочего справочника для авиаконструкторов.

В то же самое время начались работы над экспериментальным самолетом M.39B, представлявшим собой летающую модель в масштабе 5:8, которая поднялась в воздух 22 июля 1943 года. Зарегистрированный как U-0244, экспериментальный самолет M.39B оснащался двумя двигателями de Havilland Gipsy Major мощностью по 140 л.с. (104 кВт) каждый. Его переднее крыло имело размах 25 футов (7,6 м), заднее – 37 футов 6 дюймов (11,4 м), длина – 22 фута 4 дюйма (6,8 м). Полная масса самолета составляла 3200 фунтов (1452 кг), а его максимальная скорость 164 миль в час (264 км/ч). Летные испытания M.39B показали, что машина превосходит все желаемые достоинства и, по-видимому, не обладает недостатками или нежелательными характеристиками в области управляемости. В этот период официальные круги проявляли большой интерес к разработке крупных самолетов, использующих нетрадиционные компоновочные схемы.

экспериментальный самолет Miles M.39B в испытательном полете. Снимок был сделан после присвоения серийного номера SR392

экспериментальный самолет Miles M.39B в испытательном полете. Снимок был сделан после присвоения серийного номера SR392

Кратко говоря, концепция Libellula состояла из двух крыльев, установленных тандемно и соединенных между собой коротким фюзеляжем. Переднее крыло всегда имело меньшую площадь, чем заднее (пропорции для бомбардировщика M.39 были 1 к 3), и оба были оснащены средствами механизации. Некоторые из преимуществ концепции Libellula заключались:

      • в достижении гораздо большего допустимого диапазона смещения центра тяжести, чем это было возможно при любой традиционной компоновочной схеме;
      • в возможности использовать создающие большую подъёмную силу средства механизации на обоих крыльях;
      • в снижении массы конструкции двух тандемных крыльев по сравнению с одиночным крылом той же площади (это было особенно заметно на очень крупных самолетах);
      • в устранении массы и лобового сопротивления стабилизатора, рулей высоты и необходимого для этого удлинения хвостовой части фюзеляжа;
      • улучшении обзора пилотов (в случае одномоторной силовой установки).

Были и другие аэродинамические преимущества концепции Libellula.

Передовое крыло использовалось для управления по тангажу и могло быть объединено с разработанной Майлзом с вспомогательной убирающейся аэродинамической поверхностью, создававшей большую подъемную силу и действовавшей как закрылок, так и как руль высоты, что способствовало исключительно большому диапазону перемещения центра тяжести. Это не только обеспечивало большой диапазон коэффициента подъемной силы для переднего крыла, но и позволяло пилоту изменять доступную площадь крыла без изменения коэффициента подъемной силы – таким образом, площадь крыла можно было изменять в соответствии с оптимальным значением положений при любых заданных положениях нагрузки. Это также обеспечивало возможность изменять доступную для управления по тангажу площадь рулей высоты в соответствии с любой заданной скоростью полета – компоновка состояла из рулей высоты, размещенных ближе к корневым частям, и закрылков, размещенных ближе к законцовках; средства механизации устанавливались на задней кромке. Заднее крыло несло средства управления самолетом по крену, а также могло нести на своих законцовках кили и рули направления. Центр тяжести самолета всегда находился между двумя крыльями. На M.39 заднее крыло несло закрылки (у корневых частей) и элероны (у законцовок). На законцовках киля были установлены кили и рули направления. (Примечание: в концепции Libellula переднее крыло не было передним горизонтальным оперением аэродинамической схемы «утка», оба крыла действовали как несущие поверхности).

рисунок проекта высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Miles M.39

рисунок проекта высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Miles M.39

M.39 имел низкорасположенное переднее крыло и высокорасположенное заднее крыло, в результате чего задняя несущая поверхность была свободна от эффекта нисходящего потока переднего крыла и обеспечивала достаточный дорожный просвет для воздушных винтов. Предполагалось, что M.39 в конечном итоге будет оснащен тремя реактивными двигателями W.2/500 и на высоте 36000 футов (10973 м) развивать скорость 500 миль в час (805 км/ч), но в 1942 году они еще не были доступны, и поэтому в качестве альтернативного варианта планировалась двухмоторная силовая установка из высотных двигателей Merlin 60 или Hercules VIII (последний так и не был запущен в серийное производство). Концепция Libellula делала замену поршневых двигателей реактивными довольно простой операцией. Конструкция бомбардировщика должна была быть цельнометаллической. Три члена экипажа должны были размещаться в герметичной кабине, а бомбовый отсек находился в центральной части фюзеляжа. Самолет должен был получить шасси с носовой стойкой, а в корневых частях крыла планировалось размести две 20-мм пушки.

16 сентября 1943 года Министерство авиационной промышленности согласилось заключить контракт на разработку, который включал в себя приобретение у компании экспериментального самолета M.39B с присвоением последнему нового серийного номера SR392. Заказ на полномасштабный прототип M.39 (RR910) был размещен в ноябре, но этот самолет так и не был изготовлен. В компании Miles были продолжены испытания экспериментального самолета M.39B, и, вооружившись полученными в результате дополнительными полетными данными, Джордж Майлз повторно представил проект в январе 1944 года с улучшенными характеристиками, но снова безрезультатно.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Miles M.39

Назначение: высокоскоростной невооруженный бомбардировщик

Статус: проект

Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Merlin 61, развивавших по 1580 л.с. (1160 кВт) каждый

Размеры:

размах крыла
• переднего 37 футов 6 дюймов (11,4 м)
• заднего 55 футов 9 дюймов (17,0 м)
длина 35 фута 10 дюймов (10,9 м)
площадь крыла
• переднего 139 кв. футов (12,9 м²)
• заднего 417 кв. футов (38,8 м²)

Летные характеристики:

крейсерская скорость 360 миль в час (579 км/ч)

Вооружение: 6000 фунтов (2722 кг)

источник: Tony Buttler «British Secret Projects: Fighters & Bombers» pages 86, 87, 92

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-nevezuchie-nasledniki-moskito-chast-5

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account