Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

24

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Статья с канала «МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ» на яндекс-дзене.

Даже про первенцев турецкого подводного флота мы уже вспомнили, а испанцы всё оставались в тени. Давайте исправлять это упущение, интересного тут немало.

Мысль о создании подводной лодки пришла в голову каталонскому художнику, инженеру и изобретателю Нарсису Монтуриолю в 1857 году, когда он стал свидетелем гибели сборщика кораллов. Изначально он не собирался проектировать её для военных целей. Лодка предназначалась для мирных целей — изучения подводного мира, а также более безопасных подводных работ, для чего он планировал снабдить её манипуляторами.

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Своих средств для реализации проекта ему не хватало, поэтому была создана компания из нескольких единомышленников «Monturiol, Font, Altadill y Cia» и организован сбор пожертвований. Монтуриолю всё равно пришлось влезть в долги, но первую свою подводную лодку он построил и испытал в Барселоне в сентябре 1859 года. Недостаток средств тормозил достроечные работы, и только в 1861 году состоялись первые публичные испытания субмарины.

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

«Ictineo I» не имела перископа, зато впервые в истории он создал двухкорпусную подводную лодку, что является теперь классикой. Прочный корпус цилиндрической формы был изготовлен из дуба, а лёгкий, имеющий обтекаемые обводы — из оливкового дерева. Между прочным и лёгким корпусом располагались 4 балластные цистерны. Дифферент регулировался перемещением вдоль лодки груза по специальной направляющей, аварийное всплытие производилось за счёт отдачи твёрдого балласта.

В лодке размещалось пять человек, один управлял ею, а четверо с помощью педалей приводили во вращение гребной винт. Лодка освещалась свечой, служившей также индикатором содержания кислорода. Она могла находиться под водой до двух часов и двигалась со скоростью 1 узел. Всего лодка совершила по разным сведениям от 59 до 69 погружений на глубину до 20 метров без единого аварийного происшествия, что для первых лодок тех времён было уникальным случаем. По расчётам могла достигнуть и пятидесяти, но Монтуриоль решил не рисковать.

Военных лодка не заинтересовала, равно, как и научное сообщество. Вскоре она была раздавлена, но не давлением на глубине, а швартующимся к причалу пароходом.

Монтуриоль объявил новую подписку для строительства более крупной и совершенной лодки. Ему удалось собрать 300 000 песет для новой компании — La Navegación Submarina . Строительство началось в январе 1862 года и «Ictineo II» была спущена на воду 2 октября 1864 года. Новая субмарина имела большие габариты — длина 17 метров, а водоизмещение 46 тонн. Экипаж мог состоять из 20 человек, из которых 16 приходилось на обеспечение движения лодки.

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Первое погружение было успешным, лодка оставалась в течение 7 с половиной часов под водой на глубине 30 метров . Однако скорость никак не удовлетворяла конструктора и он задумался об установке парового двигателя. Но как обеспечить его работу под водой?

Монтуриоль обратился к инженеру Жозепу Паскуалю Деопу. Вместе они нашли решение: химическая реакция диоксида марганца, цинка и хлората калия. В результате нее выделялось достаточное количество тепла, а так же кислород, который после обработки можно было подавать обратно внутрь лодки. Это решало проблему двигателя и системы регенерации воздуха. Правда при этом пришлось установить два двигателя, надводный и подводный, и свободное пространство внутри субмарины стремительно сокращалось, места осталось лишь для нескольких человек. Но, так как Монтуриоль рассматривал лодку пока лишь как испытательный полигон, это не имело решающего значения.

Схема устройства лодки:

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Надводная двухпоршневая машина мощностью 8 л.с. работала на сжигании угля, а подводная анаэробная имела один поршень и мощность 2 лошадиных силы. В 1867 году «Ictineo II» уже ходила по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4.5 узла. В ходе испытаний “Ictineo II” погружалась на глубину до 50 метров и находилась под водой до 8 часов. Опять же без единого аварийного случая. Согласно утверждению конструктора, лодка смогла бы погрузиться и на 500 метров. (Но это он, по-моему, погорячился).

Анаэробный привод был испытан 14 декабря 1867 года. Оказалось, что количества пара, произведенного установкой явно недостаточно. Следовало продолжить работы по её усовершенствованию, но 23 декабря La Navegación Submarina была объявлена банкротом, и кредиторы потребовали вернуть свои деньги. Монтуриоль потратил в общей сложности 500 000 песет. Денег взять было негде. Лодку конфисковали в счёт уплаты долга. Военных она так и не заинтересовала, хотя изобретатель и установил на ней пушку.

Поскольку за каждое судно правительство взимало налоги, а как использовать лодку — кредитор так и не нашёл, уже в 1868 году она была разобрана, паровая машина продолжала использоваться на текстильной фабрике. Больше Монтуриоль к подводному судостроению не возвращался. Он изобрёл также метод копирования писем, метод непрерывной печати, скорострельную пушку, особый метод сохранения мяса, механизм для изготовления сигарет — но эту уже совсем другая история. Умер в 1885 году, как и положено гениям, в нищете.

Приведённые в тексте фотографии — это современные реплики его лодок.

В 1963 году в Барселоне был установлен памятник изобретателю с надписью: «Барселона Нарсисо Монтуриолю, изобретателю «Иктинео», первой подводной лодки, которая погрузилась под воду в порту Барселоны 28 июня 1859 года»

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Следующей подводной лодкой с анаэробной двигательной установкой, — Вальтера, стала немецкая VS 80 , спущенная на воду только в 1940 году .

Но вернёмся к испанцам. Следующим шагом в создании испанских подводных лодок был сделан 20 сентября 1884 года, когда лейтенант испанского флота Isaac Peral y Caballero (1861-1895) представил свой проект «подводного миноносца» (Proyecto de torpedero submarino).

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

Проект нашел поддержку у военно-морского руководства и 23 октября 1887 года началось строительство субмарины в Arsenal de La Carraca. 8 сентября следующего года лодку, получившую название “Peral” в честь ее создателя, спустили на воду, а 8 марта 1889 года начались ее испытания.

Вот как описывает лодку А.Ф. Митрофанов в своей книге «Корабли и история»:

“Peral” имела однокорпусную конструкцию из стали, в корпусе размещались и балластные цистерны емкостью 8 тонн. Гребные электродвигатели мощностью по 30 лошадиных сил приводили в действие два гребных винта. Для изменения и стабилизации глубины погружения служило оригинальное устройство, спроектированное Пералем и получившее название “el aparato de profundidad”. Этот аппарат состоял из расположенных в носу и корме двух вращающихся в горизонтальной плоскости гребных винтов с приводом от электродвигателей мощностью по 4 л.с. и автоматического устройства для поддержания заданной глубины погружения с точностью до 30 сантиметров и удержания лодки на ровном киле. Для наблюдения за надводной обстановкой использовался непод-вижный перископ, электрические прожекторы в подводном положении имели дальность действия до 150 метров.

Источником электроэнергии являлись 613 аккумуляторных батарей общим весом 30 тонн.

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

“Peral” был оснащен расположенным в носовой части торпедным аппаратом калибра 360-мм и тремя запасными торпедами типа Schwarzkopf. В конце августа 1889 года лодка успешно выполнила первую торпедную стрельбу, а 25 июня следующего года в присутствии двух сотен военных и гражданских гостей продемонстрировала свои возможности, дважды симулировав торпедную атаку крейсера “Cristóbal Colón”. Дневная атака была признана неудачной, так как лодка была обнаружена уже на дистанции около 900 метров. Ночью же, несмотря на использование прожекторов, субмарина, оставаясь незамеченной, успешно выполнила торпедную атаку.

Результаты были признаны неудовлетворительными, поэтому Пералю было поручено спроектировать лодку с более высокими характеристиками. Конструктор разработал проект новой субмарины длиной 30 метров и водоизмещением 130 тонн, но 11 ноября 1890 года было принято решение о прекращении дальнейших работ по созданию испанских подводных лодок.»

И с тех пор, вплоть до успехов немецких подводников в Первой мировой войне, подводными лодками в Испании не занимались.

Что же до «Пераля», то тут произошло настоящее чудо. В отличие от многих первенцев подводного судостроения эта лодка сохранилась. Предназначенная на слом первая испанская субмарина продолжала ржаветь в арсенале La Carraca до 1928 года, когда по инициативе создателя подводных сил контр-адмирала Mateo García de los Reyes началась ее реставрация.

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

В 1930 году лодку установили перед зданием командования базы подводных лодок в Картахене, а в 1965 году ее подарили городу. Она долгое время являлась элементом городского фонтана:

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

В связи с разрушением корпуса подводной лодки от коррозии было принято решение о перевозе её в Военно-морской музей Картахены. 15 декабря 2012 г она была перевезена в музей, год реставрировалась и теперь её может посмотреть каждый:

Тайны испанских подводных лодок XIX века. Анаэробные паровые машины и электропривод

источник: https://dzen.ru/a/ZBr3J1DAogFEUV7s

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account