Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 10. Начало Битвы за Норвегию

15

Другие части цикла

Бабочка махнула своими крыльями в конце 1938 года и по началу изменения были минимальными. Однако к 1940 году они стали нарастать пока не стали влиять на исход военных кампаний Второй Мировой Войны.

Эта часть посвящена началу битвы за Норвегию, ход которой будет существенно отличаться от того что было в РИ. Но обо всём по порядку.

Содержание:

Февраль 1940 г. — апрель 1940 г. Инцидент с танкером «Альтмарк»

Последний акт дела карманного линкора «Графа Шпее», разыгрался 15 февраля, когда танкер «Альтмарк» зашёл в нейтральные норвежские воды. Как не странно, на корабле была не нефть или иное топливо, а выжившие с нескольких кораблей, потопленных немецким рейдером. Перевозка военнопленных через нейтральные воды не была нарушением международного права, однако под сильным давлением британцев, норвежцы все же перехватили корабль и обыскали его, причем не один, а два раза.

Первый обыск провел торпедный катер HNoMS Trygg, который не обнаружил присутствия около 300 военнопленных по той простой причине, что призовая команда была слишком малочисленной и не осмотрела трюм. Официальной причиной этого было то, что поисковая группа считала, что трюмы танкера были наполнены нефти. Однако экипажу «Трюгга» было немедленно приказано провести повторный обыск и на этот раз результаты были совсем другими.

В РИ норвежцы три раза обыскали «Альтмарк» и ничего не нашли.

Существуют разные версии произошедшего, но, большинство, сходятся во мнении, что некоторым заключенным удалось наделать достаточно шума, чтобы побудить некоторых норвежских моряков проверить и трюмы то же. А когда они пошли открывать трюм, то вспыхнула драка, с использованием кулаков, импровизированных дубинок и ножей. С обеих сторон были потери, но прибытие подкрепления с Трюгга с пистолетами позволило навести на «Альтмарке» порядок.

В дальнейшем, ложь команды «Альтмарка», и травмы, полученные норвежской призовой командой в ходе драки, стали причиной того что норвежцы интернировали корабль. Это было удачей, поскольку вскоре прибыл британский эсминец HMS Cossack и попросил отправить группу на борт «Альтмарка» и проверить состояние пленных. Поскольку заключенные на борту «Альтмарка» явно беспокоились о том, будут ли они репатриированы или, возможно, оставлены на борту, если «Альтмарку» каким-то образом будет разрешено продолжить свой путь, норвежцы приняли это предложение, хотя и неохотно. Контингент Королевского флота оставался на борту, пока норвежцы плыли на «Альтмарке» в Берген, а «Козак» осуществлял его эскортирование.

Танкер «Альтмарк»


Танкер «Альтмарк»

Эсминец «Козак»


Эсминец «Козак»

В дальнейшем из Британского Адмиралтейства был получен приказ для капитана «Козака» Филиппа Луиса Виана, подняться на борт «Альтмарка» и освободить пленных, даже если норвежцы будут сопротивляться и независимо от дипломатических последствий этого.

Захват «Альтмарк», по мнению британцев, если и не укрепит позиции Чемберлена, то развеет некоторые опасения в Уайтхолле по поводу того, что Норвегию постепенно склоняется на сторону Германии. Так как теперь она явно стала на сторону Англии и Франции.

В Берлине реакция была, мягко говоря, иной. Гитлер был в ярости, а Геббельс начал полномасштабную пропагандистскую атаку на норвежцев. Их обвинили в «пиратстве», «явном сговоре с британцами» и в том, что их «нейтралитет не более чем дымовой завесы». Самым зловещим было заявление самого Гитлера о том, что действия Норвегии «вынудили Германию фундаментально пересмотреть свою политику в отношении этой страны». Если они решат совершить насилие против Германии, они могут ожидать ответного насилия».

Чистая АИ в РИ такого заявления не было.

Вся эта риторика встревожила норвежское правительство. Так же появилось серьёзное беспокойство и в Лондоне. Более того у британской разведки, возникло подозрение что инцидент с «Альтмарком» был преднамеренной провокацией, призванной предоставить предлог для немецкого вторжения и оккупации Нарвика, ключевого порта в поставках шведского железа и руды в Германию.

В итоге норвежцы начали изучать возможности какого-то оборонного соглашения с союзниками, в идеале они хотели получить обещание защитить норвежский нейтралитет в случае нападение Германии. Они реально рассчитывали на мощь Королевского флота, а не на пустые обещания, которые получила Польша.

Однако пока это была не более чем предварительная идея, вызвавшая значительное внутреннее сопротивление. Британцы, однако, несколько переоценили масштаб изменения в позиции норвежцев и решили направить войсковой контингент в составе 49-го пехотного корпуса, состоявшего из 146-й, 147-й и 148-й дивизий. Кроме этого 3-й Западный корпус отправилась в Хайленд для зимних тренировок, чтобы быть готовыми, при необходимости направиться в Норвегию, если норвежцы таки решат присоединиться к союзникам.

В РИ 146-я и 148-я дивизии действительно были отправлены в Норвегию, а 147-я так и осталась в Англии.

Март 1940 г. – апрель 1940 г. Битва за Норвегию

В течение марта, в Норвегии, возрастало напряжённость по поводу намерений Германии. Во многом это было связано с нарастанием паники, которая распространялась из-за сообщений о немецких самолетах, пролетающими над норвежскими аэродромами, о кораблях, отслеживаемых подводными лодками, и о приземляющихся немецких парашютистах, которые, несомненно, совершали акты насилия. диверсии и убийства. При этом большинство из этих сообщений были дезинформацией, которые распространяла немецкая разведка ради наведения дополнительной паники.

В этом потоке новостей практически затерялись реальные инциденты, Германия ведь готовилась к вторжению в Данию и Норвегию. Действительно, были некоторые облеты Норвегии и кое-где рыбаки наблюдали подводные лодки, которые следили за военно-морской активностью в районе Осло, Тронхейма и Бергена, хотя, учитывая, что основная часть сил подводных лодок была задействована в битве за Атлантику, в реальности их было гораздо меньше, чем сообщалось в норвежских газетах.

Кроме этого в Норвегии, с немецких подводных лодок производилась высадка диверсантов и агентов Абвера, причём, с переменным успехом. Некоторые из агентов сразу после высадки попадали в руки норвежских спецслужб.

Так однажды в руки норвежцев попал довольно ценный агент с псевдонимом Джейкоб. От него норвежцы узнали о существовании в норвежской армии подпольной организации «Национальный союз», симпатизировавшей нацистам и получавшей от них финансирование и ставившей своей задачей свержение законного правительства. В итоге большинство членов этой организации вместе с ее лидером Видкуном Квислингом были арестованы.

Уже после войны выясниться что в тюрьме он был убит, причём точной даты и обстоятельств не удаётся выяснить до сих пор.

Видкун Квислинг


Видкун Квислинг

В РИ Квислинг стал главой коллоборантского правительства Норвегии. Очевидно в этом мире ему этого сделать не удастся.

После ареста Квислинга норвежцы поняли насколько серьёзной является ситуация и они решили провести частичную мобилизацию. Начался призыв резервистов в три полевые бригады норвежской армии. В итоге к началу апреля 1940 года, три бригады были развёрнуты.

Как уже говорилось, норвежцы неохотно делились информацией от захваченных шпионов с англичанами. Поэтому в Уайтхолле росло разочарование тем, что норвежцы все еще окончательно не определились в отношении военного сотрудничества с союзниками. Чемберлен по-прежнему был полон решимости проводить осторожный дипломатический курс, опасаясь, что действия против нейтральной страны могут испортить отношения с США. Однако Черчилль был полон решимости занять более активную позицию.

Планы по минированию норвежских вод были категорически отвергнуты, но, когда Черчилль предложил послать отряд кораблей для проведения «учений» возле Норвегии, это было одобрено Чемберленом, хотя и неохотно.

При этом Чемберлен настоял на отправке норвежцам сообщения, в котором заверил их, что Королевский флот не войдет в норвежские воды, если силы Оси не сделают это первыми. Это не понравилось Черчиллю, и, хотя письменные приказы, отданные Форин Оффисом, содержали инструкции Чемберлена, Черчилль также направил дополнение, в котором совершенно четко излагалась его собственная позиция:

«Помните, если вы увидите кита в норвежских водах, учтите, что это может быть немецкий кит».

Британские силы возглавлял линейный крейсер «Ринаун» (HMS Renown) при поддержке одного тяжелого крейсера, одного легкого крейсера и девяти эсминцев.

Линейный крейсер «Ринаун» (HMS Renown)


Линейный крейсер «Ринаун» (HMS Renown)

Кригсмарине не обратила внимания на прибытие этой мощной военно-морской группировки в воды, вблизи Норвегии. Их план вторжения, операция «Везерюбунг», был запущен 8 апреля. По этому плану пять ударных групп направились в Осло, Берген, Тронхейм, Кристиансанн и Нарвик.

Отряд, направлявшиеся в Тронхейм, были замечены патрульным кораблем Королевского флота около 8:00, 8 апреля. Позже они были атакованы бомбардировщиками Королевских ВВС, которые обнаружили их значительно севернее, чем ожидалось, и пересмотрели первоначальную оценку силы противника. Адмиралтейство предположило, что это могла быть попытка Кригсмарине прорваться в Атлантику, и соответствующим образом развернуло флот метрополии. После нескольких напряженных телефонных разговоров между Чемберленом, Черчиллем и Галифаксом силы, проводившие «учения» у берегов Норвегии, получили приказ войти в норвежские воды и двигаться в сторону Тронхейма. Чемберлен, по-прежнему не хотел, чтобы его считали агрессором, и он хотел, чтобы Форин Оффис подтвердил присутствие кораблей Кригсмарине, прежде чем предпринимать дальнейшие действия. Кроме этого Чемберлен также настоял на отправке закодированного сообщения в британское посольство для передачи норвежскому правительству, в котором содержалась информация не только о намерениях Британского флота, но также информация о его местонахождении и составе. Если бы немцам удалось перехватить это сообщение, это имело бы ужасные последствия, но, к счастью этого не произошло, и немцы остались в неведении. Стоит отметить что это сообщение во многом предотвратило возникновение путаницы в отношении того, какие корабли чьи, а также минимизировало количество инцидентов, связанных с «дружественным» огнем.

Капитан «Ринауна» Симеон приступил к выполнению своего задания, однако ему казалось маловероятным, что немцы нацелились только на Тронхейм. Симеон запросил и получил разрешение отправить несколько кораблей в Берген. Это разрешение, судя по всему, пришло непосредственно от Адмиралтейства, без какого-либо политического вмешательства.

В состав этой группы входили крейсер HMS Glasgow и четыре эсминца. В то же время Симеон послал вперед два оставшихся у него эсминца, чтобы попытаться определить местонахождение немецких войск у Тронхейма и более точно оценить их положение и силу. У эсминца HMS Punjabi утро 8 апреля будет относительно спокойным, чего нельзя сказать о эсминце «Гловворн» (HMS Glowworm) и немецком крейсере «Адмирал Хиппер». Битва за Норвегию началась.

Капитан «Ринауна» Сер Чарльз Эдвард Баррингтон Симеон


Капитан «Ринауна» Сер Чарльз Эдвард Баррингтон Симеон

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-8

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account